Распределение сил по дистанции - этим тактическим умением лыжник овладевает на всем протяжении обучения. Темп в учебных забегах и гонках учащиеся выбирают с учетом своей физической подготовленности. Важно научить занимающихся выбирать оптимальную скорость передвижения, хорошо отрабатывать это умение на отрезках лыжных трасс со средней соревновательной скоростью.
Выполняя тактический замысел в контрольной или соревновательной гонке, лыжник поддерживает выбранный темп на всей дистанции с учетом различных участков трассы, максимально используя свои знания и навыки, приобретенные на уроках лыжной подготовки.
Старшеклассникам известно, что лучшие результаты в соревнованиях, в том числе с участием сильнейших гонщиков мира, показываются при относительно равномерном распределении сил в течение всего времени прохождения дистанции. Колебания интенсивности не должны превышать в среднем 3-5 %. Эти границы определяют так называемую оптимальную зону. Значит, очень важно, предварительно посоветовавшись с учителем, найти для себя правильный темп гонки. Если начать гонку со слишком большой скоростью, могут возникнуть ощущения тяжести, характерные для «мертвой точки». Когда лыжник снизит скорость, они постепенно проходят. Чтобы не допустить этих ощущений, следует вначале сдерживать силы, помнить, что при свежих силах скорость достигается достаточно легко. Это важно учитывать при обгоне соперника на дистанции. Догнать соперника - не главная цель соревнования (исключение составляют эстафетные гонки). Важно показать возможно лучший свой результат.
Если же приходится обгонять лыжника, то сделать это нужно тактически грамотно. Лучше обогнать его до спуска, на ровном участке лыжни, но можно и на подъеме, сохранив запас сил, чтобы сразу же оторваться от него. Если же все-таки он «зацепился», не следует чрезмерно напрягаться, чтобы убежать от него, помня о необходимости сохранить максимум сил.
И вот уж когда не надо жалеть своих сил, так это при финишировании. Начало финишного ускорения нужно выбрать тоже умело. Важно так закончить гонку, чтобы и сил не осталось, и скорость не упала. Продолжительность финишного ускорения зависит от индивидуальных осо- бенностей лыжника. Нужно знать себя и чувствовать силы. Это приобретается опытом, постоянной работой над собой на лыжных трассах. Особенно опасно увлекаться борьбой, когда есть параллельные лыжни. В этом случае незаметно для себя можно израсходовать все силы.
Обучать технике передвижения на лыжах можно вместе и юношей и девушек. Следует сделать два круга: внешний - для юношей, внутренний - для девушек (особенно когда классы не делятся). Как и в VII классах, показ и объяснение техники должны быть краткими. Часть сообщений, а также показ имитационных упражнений лучше сделать в спортивном зале до выхода на лыжню. В морозную и ветреную погоду там же нужно провести короткую разминку.
Очень важно прививать учащимся старших классов навыки самостоятельных занятий этим замечательным видом физических упражнений, разъясняя доступность, оздоровительную ценность и простоту занятий лыжами. Поэтому здесь же, в зале, нужно сообщить о пульсовом режиме предстоящих заданий, рассказывать, какие способности и качества развивает та или иная интенсивность занятий, какое значение она имеет для будущих воинов, матерей, работников умственного и физического труда.
В связи с возрастанием тренировочной работы специальные упражнения на склонах даются реже, склоны включаются в тренировочные отрезки. Следует с помощью «ситуации разрыва» показывать эффективность технически грамотного прохождения спусков и подъемов, фиксируя время или расстояние.
Учитывая возросшие способности старших школьников к тактическому мышлению и более эффективные возможности обучения в разделенных классах, нужно продолжать совершенствование в технике не только предусмотренных программой для этих классов способов передвижения на лыжах, но и изученных ранее.
Требования к домашним заданиям остаются такими же, как и в IV - VII классах. Юноши и девушки VIII классов должны дома выполнять такой же объем работы, какой они выполняли на сдвоенном уроке лыжной подготовки, но в два приема, с интервалом через день-два.
Тесты по физической культуре.
1.Древнейшей формой организации физической культуры были:
Б) единоборство
В) соревнования на колесницах
Г) игры
2.Физическая культура рабовладельческого общества имела:
А) прикладную направленность
Б) военную и оздоровительную направленность
В) образовательную направленность
Г) воспитательную направленность
3.Российский Олимпийский Комитет был создан в
а) 1908 году
б) 1911 году
в) 1912 году
г) 1916 году
4.Александр Попов – Чемпион Олимпийских игр в …
5.Какой из перечисленных видов не входит в программу современного пятиборья
А) стрельба
Б) фехтование
Б) гимнастика
Г) верховая езда
6.Почему античные Олимпийские игры назывались праздниками мира?
А) игры отличались миролюбивым характером
Б) в период проведения игр прекращались войны
В) в Олимпийских играх принимали участие атлеты всего мира
Г) Олимпийские игры имели мировую известность
7.Какой вид программы представлял программу первых Олимпийских игр Древней Греции?
А) метание копья
Б) борьба
В) бег на один стадий
Г) бег на четыре стадия
8.Как назывался вид спортивной программы Олимпийских игр древности, сочетавший борьбу с кулачным боем?
А) долиходром
Б) панкратион
В) пентатлон
Г) диаулом
9.Какая организация руководит современным олимпийским движением?
А) Организация объединенных наций
Б) Международный совет физического воспитания и спорта
В) Международный олимпийский комитет
Г) Международная олимпийская академия
10.Кто был первым президентом Международного олимпийского комитета?
А) Пьер де Кубертен
Б) Алексей Бутовский
В) Майкл Килланин
Г) Деметриус Викелас
11.Кто стал первым олимпийским чемпионом из российских спортсменов?
А) Н. Орлов
Б) А. Петров
В) Н. Панин – Коломенкин
Г) А. Бутовский
12.За что движением «Фэйр Плэй» вручается почетный приз Пьра де Кубертена?
А) за честное судейство
Б) за победы на трех Олимпиадах
В) за честную и справедливую борьбу
Г) за большой вклад в развитие Олимпийского движения
13. Кто является президентом Олимпийского комитета России в настоящее время?
А) Шамиль Тарпищев
Б) Вячеслав Фетисов
В) Леонид Тягачев
Г) Виталий Смирнов
14.На открытии Олимпийских игр парад олимпийских делегаций стран - участниц открывает (идет первой):
А) делегация страны – организатора
Б) делегация страны, чье название начинается на первые буквы алфавита страны - организатора
В) делегация страны – организатора предыдущей олимпиады
Г) делегация Греции
15.На открытии Олимпийских игр парад олимпийских делегаций стран – участниц завершает (идет последней):
А) делегация страны – организатора
Б) делегация страны, чье название начинается на первые буквы алфавита страны - организатора
в) делегация страны - организатора предыдущей Олимпиады
г) делегация Греции
16.В каком году был образован Международный олимпийский комитет?
Б) 1894
17.Термин «Олимпиада» означает:
А) четырехлетний период между Олимпийскими играми
Б) первый год четырехлетия, наступление которого празднуют Олимпийские игры
В) синоним Олимпийских игр
Г) соревнования, проводимые во время Олимпийских игр
18.В каком году Олимпийские игры состоялись в нашей стране?
А) планировались в 1944 году, но были отменены из-за 2 мировой войны
Б) в 1976 году в Сочи
В) в 1980 году в Москве
Г) пока еще не проводились
19.Какие дисциплины включал пентатлон – древнегреческое пятиборье?
1.кулачный бой 2.верховая езда 3.прыжки в длину 4.прыжки в высоту
9.плавание 10.метание копья
Б)3,5,6,8,10
20.Пьер де Кубертен был удостоен золотой олимпийской медали на конкурсе искусств в …
А) в 1894 году за проект Олимпийской хартии
Б) в 1912 году за «Оду спорта»
В) в 1914 году за флаг, подаренный Кубертеном МОК
Г) в 1920 году за текст Олимпийской клятвы
21.Олимпийский символ представляет с собой пять переплетенных колец, расположенных слева направо в следующем порядке…
А) вверху - синее, черное, красное, внизу - желтое и зеленое
Б) вверху – зеленое, черное, красное, внизу – синее и желтое
В) вверху – красное, синее, черное, внизу – желтое и зеленое
Г) вверху – синее, черное, красное, внизу – зеленое и желтое
22.Олимпийские игры состоят из…
Б) соревнований по зимним или летним видам спорта
В) зимних и летних Игр Олимпиады
Г) открытия, соревнований, награждения участников и закрытия
23.Как назывались специальные помещения для подготовки атлетов к древнегреческим Играм Олимпиады?
А) палестра
Б) амфитеатр
В) гимнасия
Г) стадиодром
24.Талисманом Олимпийских игр является:
А) изображение Олимпийского флага
Б) изображение пяти сплетенных колец
В) изображение животного, популярного в стране, проводящей Олимпиаду
Г) изображение памятника архитектуры, популярного в стране, проводящей Олимпиаду
25.Талисман, как бы приносящий счастье любому олимпийцу, любому болельщику , впервые появился на играх в …
А) 1968 году в Мехико
В) 1976 году в Монреале
Г) 1980 году в Москве
26.Двигательное умение – это:
А) уровень владения знаниями о движениях
Б) уровень владения двигательным действием
В) уровень владения тактической подготовкой
Г) уровень владения системой движений
27.Реализация цели физического воспитания осуществляется через решение:
А) двигательных, гигиенических и просветительских задач
Б) закаливающих, психологических и философских задач
В) задач развития дыхательной и сердечно – сосудистой систем
Г) оздоровительных, образовательных и воспитательных задач
28.Временное снижение работоспособности принято называть:
А) усталостью
Б) напряжением
В) утомлением
Г) передозировкой
29.Что является основными средствами физического воспитания?
А) учебные занятия
Б) физические упражнения
В) средства обучения
Г) средства закаливания
30.Какие из перечисленных ниже физических упражнений относятся к циклическим?
А) метания
Б) прыжки
В) кувырки
Г) бег
31.Одним из основных физических качеств является:
А) внимание
Б) работоспособность
В) сила
Г) здоровье
32.Какое физическое качество развивается при длительном беге в медленном темпе?
Б) выносливость
В) быстрота
Г) ловкость
33.Укажите вид спорта, который обеспечивает наибольший эффект в развитии гибкости:
Б) гимнастика
В) современное пятиборье
Г) легкая атлетика
34.Лучшие условия для развития ловкости создаются во время…
А) подвижных и спортивных игр
Б) прыжков в высоту
В) бега с максимальной скоростью
Г) занятий легкой атлетикой
35.Назовите основные физические качества.
А) координация, выносливость, гибкость, сила, быстрота
Б) ловкость, сила, быстрота, выносливость, гибкость
В) общая выносливость, силовая выносливость, быстрота, сила, ловкость
Г) общая выносливость, силовая выносливость, гибкость, быстрота, ловкость
36.Основной и обязательной формой физического воспитания в школе является:
А) соревнование
Б) физкультурная пауза
В) урок физической культуры
Г) утренняя гимнастика
37.Что характеризуют тесты, проводимые на уроках физической культуры?
А) уровень физического развития
Б) уровень физической работоспособности
В) уровень физического воспитания
Г) уровень физической подготовленности
38.Что является основным законом Всемирного олимпийского движения?
А) энциклопедия
Б) кодекс
В) хартия
Г) конституция
39.Какие события повлияли на то, что Игры 6, 7 и 8 Олимпиад не состоялись?
А) несогласованность действий стран
Б) отказ от участия в Играх большинства стран
В) первая и вторая мировые войны
Г) отказ страны – организатора Игр от их проведения
40.Александр Карелин – Чемпион Олимпийских игр в…
А) гимнастике
В) плавании
Г) борьбе
41.Министром физической культуры, спорта и туризма Республики Марий ЭЛ является:
А) Сергей Кропотов
Б) Сергей Киверин
Г) Владимир Чумаков
Д) Валерий Кораблев
42.Председателем комитета по физической культуре и спорту администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» является:
А) Петр Кагало
Б) Александр Сергеев
В) Анатолий Подойников
Г) Владимир Тян
43. Положение занимающегося на снаряде, при котором его плечи находятся ниже точек хвата, в гимнастике обозначается как:
В) группировка
Г) вис
44.Положение занимающегося, при котором согнутые в коленях ноги поднятые руками к груди
и кисти захватывают колени, в гимнастике обозначается как:
б) захват
в) перекат
г) группировка
45.Прыжок со снаряда в гимнастике обозначается как…
В) соскок
Г) спрыгивание
46.Вращательное движение через голову с последовательным касанием опорной поверхности отдельными частями тела в гимнастике обозначается как…
А) кувырок
Б) перекат
В) переворот
Г) сальто
47.Положение занимающихся на согнутых ногах в гимнастике обозначается как…
Б) присед
Г) стойка
48.Что понимается под термином «Дистанция» в гимнастике?
А) расстояние между занимающимися « В глубину»
Б) расстояние между занимающимися «по фронту»
В) расстояние от впереди стоящего занимающегося до стоящего сзади строя
Г) расстояние от первой шеренги до последней
49.Какие из приведенных команд в гимнастике имеют только исполнительную часть?
1. «Равняйсь!» 2. «Реже!» 3. «Кругом!» 4. «Вольно!» 5. «Смирно!»
В) 1,4,5
50.Умение учащихся строиться в различные виды строя, шеренгу, колонну, круг, а также перестраиваться в них, в гимнастике называется…
А) строевыми приемами
Б) передвижениями
В) размыканиями и смыканиями
Г) построениями и перестроениями
51.Дугообразное, максимально прогнутое положение спиной к опорной плоскости с опорой руками и ногами, в гимнастике называется…
А) стойка
Б) «мост»
В) переворот
Г) «шпагат»
52.Кто из гимнасток является абсолютной рекордсменкой по количеству олимпийских медалей (18 медалей – из них 9 золотых)?
А) Ольга Корбут
Б) Надя Команечи
В) Лариса Латынина
Г) Людмила Турищева
53.Волейбол как спортивная игра появился в конце 19 века в ….
А) Канаде
Б) Японии
В) США
Г) Германии
54.В волейболе игрок, находящийся в 1-ой зоне, при «переходе» перемещается в зону…
55. Когда волейбол был признан олимпийским видом спорта?
Б) в 1957 г
56. Укажите полный состав волейбольной команды:
А) 6 человек, тренер, помощник тренера, массажист, врач
Б) 10 человек, тренер, помощник тренера, массажист, врач
В) 8 человек, тренер, помощник тренера, массажист, врач
Г) 12 человек, тренер, помощник тренера, массажист, врач
57. «ЛИБЕРО» в волейболе – это…
А) игрок защиты
Б) игрок нападения
В) капитан команды
Г) запасной игрок
58. Как осуществляется переход игроков в волейболе из зоны в зону?
А) произвольно
Б) по часовой стрелке
В) против часовой стрелки
Г) по указанию тренера
59. Можно ли менять расстановку игроков в волейболе?
А) Да, по указанию тренера
В) да, по указанию судьи
Г) да, но только в начале каждой партии
60. Сколько разрешено замен в волейболе в каждой партии и в продолжение нескольких перерывов?
А) максимум 3
Б) максимум 8
В) максимум 6
Г) максимум 9
61. Ошибками в волейболе считаются…
А) «три удара касания»
Б) «четыре удара касания», удар при поддержке «двойное касание»
В) игрок один раз выпрыгивает на блоке и совершает два касания мяча
Г) мяч соприкоснулся с любой частью тела
62. Подача мяча в волейболе после свистка судьи выполняется в течении…
А) 3 секунд
Б) 5 секунд
В) 6 секунд
Г) 8 секунд
63. Высота волейбольной сетки для мужских команд:
Б) 2м 43см
64. Высота волейбольной сетки для женских команд:
Г) 2м 24см
65. Может ли игрок волейбольной команды играть без обуви?
А) да
В) только при высокой температуре воздуха
66. «Бич – волей» - это:
А) игровое действие
Б) пляжный волейбол
В) подача мяча
Г) прием мяча
67. Укажите количество игроков волейбольной команды, находящихся одновременно на площадке .
Б) легкую атлетику
В) шахматы
Г) лыжный спорт
92. К спринтерскому бегу в легкой атлетике относится…
А) бег на 5000 метров
В) бег на 100 метров
Г) марафонский бег
93. Кросс – это –
А) бег с ускорением
Б) бег по искусственной дорожке стадиона
В) бег по пересеченной местности
Г) разбег перед прыжком
94. В беге на длинные дистанции в легкой атлетике основным физическим качеством, определяющим успех, является…
А) быстрота
В) выносливость
Г) ловкость
95. Какой лыжный ход самый скоростной?
А) одновременный бесшажный
Б) одновременный одношажный
В) одновременный двухшажный
Г) попеременный двухшажный
96. Какая стойка лыжника при спуске является более скоростной?
А) высокая стойка
Б) средняя стойка
В) низкая стойка
Г) основная стойка
А) гонка на 30 км
Б) гонка на 50 км
В) гонка на 60 км
Г) гонка на 70 км
98. Главный элемент тактики лыжника-
Б) лидирование
В) распределение сил
99. Высота палок при свободном (коньковом) лыжном ходе должна быть…
А) до уровня плеч ученика
Б) до уровня глаз ученика
Г) ниже на 3-4 см плеч ученика
100. Высота лыжных палок при классическом ходе должна быть…
А) до уровня плеч ученика
Б) до уровня глаз ученика
В) выше на 3-4 см роста ученика
Г) ниже на 3-4 см уровня плеч ученика
Рациональное распределение сил на дистанции - один из важнейших вопросов тактической подготовки лыжника - гонщика. В деле совершенствования тактического мастерства лыжников-гонщиков, мы проводилось исследование, в котором ставилась задача определить эффективность распределения сил участников соревнований в зависимости от их спортивной квалификации, рельефа местности и метеорологических условий.
В зависимости от подготовленности, индивидуальных особенностей, профиля трассы и внешних условий участники соревнований проходят дистанции следующими вариантами:
1. С относительно равномерной скоростью по всей дистанции.
2. С относительно равномерной скоростью на большей части дистанции и увеличением скорости в конце.
3. С относительно равномерной скоростью на большей части дистанции с замедлением в конце.
4. С быстрым началом, замедлением скорости на дистанции и ускорением в конце.
5. С быстрым прохождением первой половины дистанции и снижением скорости на второй.
6. С усилением на второй половине дистанции.
7. С постепенным убыванием скорости.
8. С увеличением скорости хода на отдельных участках дистанции (рывками).
Основываясь на результатах математической обработки «раскладки» сил лыжниками на разных по протяженности трассах, можно считать установленным, что из вышеприведенных вариантов гонщики большей частью предпочитают следующие: равномерное распределение сил на всей дистанции (колебание средней скорости не выше 2-3%), увеличение скорости хода на отдельных ее участках (рывками), относительно слабое начало и увеличение скорости на второй половине дистанции, сильное начало (на 8-9% вышесредней скорости) и относительно слабый финиш (на 5-6% ниже средней скорости). Однако последний вариант, как это утверждает В.Д. Шапошников, требует от лыжника большой тренированности и высокого развития качества быстроты.
Установлено, что в большинстве случаев лыжники и лыжницы, занявшие в соревнованиях первые десять мест, проходят дистанции (5, 10, 15 км) более равномерно, хотя небольшие колебания скорости (не выше 2-3% от средней интенсивности, или так называемая «оптимальная зона», по Г.П. Богданову и др.) встречаются даже у сильнейших лыжников. Спортсмены, занявшие места в последующих десятках, проходят дистанцию менее равномерно, т.е. начинают гонку сильно (на 5-10% выше средней скорости), а финишируют слабо. Причина такого неравномерного прохождения состоит в том, что лыжники неправильно оценивают свои силы. Поэтому в соревнованиях они выступают ниже своих возможностей.
Умение тактически правильно распределять свои силы на гоночных трассах особенно необходимо высококвалифицированным лыжникам-гонщикам, для которых победа или поражение в гонке зачастую решается одной - двумя выигранными или проигранными секундами.
Рациональные варианты распределения сил на дистанциях следует выбирать главным образом на контрольных тренировках. При этом в основном нужно апробировать следующие варианты: равномерное распределение сил на всей дистанции, или вариант с усилением хода на отдельных участках, или прохождение первой половины дистанции быстрее второй, и наоборот. Выбор же варианта должен обусловливаться степенью подготовленности лыжника, силами соперников, знанием внешних условий и профилем трассы.
Выбор и апробирование вариантов распределения сил следует производить на разном рельефе. Одно дело выбрать вариант распределения сил, когда трасса соревнования проложена по слабопересеченной местности, совсем другой - когда она проходит по сильнопересеченной. Кроме того, нестандартные внешние условия, различный состав участников в соревнованиях и т.п. невольно заставляют гонщика изменять установившийся вариант распределения сил и вдумчиво, творчески относиться к выбору его в той или иной гонке. Вот почему выбор рационального варианта распределения сил и успешная его реализация в процессе гонки - вопрос очень трудный.
Прохождение дистанции с учетом своей подготовленности, распределение силы так, чтобы добиться более высокого результата.
1. Если лыжник достаточно хорошо подготовлен и обладает высокими скоростными качествами, ему целесообразно первую половину дистанции проходить сильно (на 8-9% выше средней скорости). Смысл этого варианта в том, что, используя указанное качество, лыжник выигрывает на первой половине дистанции расстояние у соперников, обладающих значительной скоростной выносливостью и проходящих вторую полови ну трассы быстрее первой.
2. Если лыжник слабо подготовлен, дистанцию соревнования ему следует проходить относительно равномерно (с колебаниями скорости не выше 3-5% от средней скорости). При таком варианте распределения сил у него больше возможностей использовать все стороны своей подготовленности, чем при других вариантах, так как в этом случае он менее зависим от тактических приемов своих конкурентов.
3. В том случае, если гонщик хорошо подготовлен и обладает значительной скоростной выносливостью, гонку целесообразно начинать в оптимальном темпе (на3-5% выше средней скорости), а финишный отрезок пройти сильно (на 8-9% выше средней скорости). Этот вариант часто приносил победу прославленной лыжнице Г. Кулаковой.
Лыжнику следует помнить: умению распределять силы помогают многочасовой бег (с умеренной и равномерной интенсивностью), а также многокилометровые походы. При появлении же усталости (особенно во второй половине дистанции) гонщику необходимо сосредоточить внимание на рациональном использовании оставшихся сил с тем, чтобы сохранить интенсивность работы и поддержать скорость на дистанции.
Последовательность движений в полуконьковом ходе следующая Лыжник скользит на опорной ноге (лыже). Лыжа толчковой ноги подносится к опорной и ставится на снег так, чтобы ботинок находился рядом и чуть впереди ботинка опорной ноги.
ЭЛЕМЕНТЫ ТАКТИКИ ЛЫЖНЫХ ГОНОК - РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СИЛ ПО ДИСТАНЦИИ, ОБГОН, ЛИДИРОВАНИЕ И ФИНИШИРОВАНИЕ 8-9 КЛАСС
Распределение сил по дистанции - этим тактическим умением лыжник овладевает на всем протяжении обучения. Темп в учебных забегах и гонках учащиеся выбирают с учетом своей физической подготовленности. Важно научить занимающихся выбирать оптимальную скорость передвижения, хорошо отрабатывать это умение на отрезках лыжных трасс со средней соревновательной скоростью.
ПЕРЕХОД С ХОДА НА ХОД В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УСЛОВИЙ ДИСТАНЦИИ И СОСТОЯНИЯ ЛЫЖНИ 8-9 КЛАСС.
Напомним, что ответы на вопросы, где и в каких условиях применяется тот или иной ход, были даны и объяснены при изучении техники лыжных ходов. Рельеф местности и состояние лыжни меняются на дистанции многократно. Поэтому лыжник должен уметь без потери скорости переходить с одного хода на другой. Вначале поясним применение ходов на лыжне, не подготовленной для конькового хода.
ПЕРЕХОД С ОДНОВРЕМЕННЫХ ХОДОВ НА ПОПЕРЕМЕННЫЕ 8-9 КЛАСС
Переход с одновременным выносом рук (рис. 3, 1 - 7). После отталкивания двумя руками, выпрямляясь, лыжник выносит руки впе-ред (1, 2). Далее отталкивается ногой, например правой, и переносит массу тела на другую ногу; в это время ставит на снег правую палку (3, 4). С толчком левой ноги лыжник отталкивается правой палкой, перенося массу тела на правую ногу (5, 6, 7), ставит на снег левую палку и далее идет попеременным ходом. При переходе с разноименным выносом рук с первым шагом лыжник выносит разноименную руку и далее идет попеременным ходом.
ПОПЕРЕМЕННЫЙ ЧЕТЫРЕХШАЖНЫЙ ХОД.ПЕРЕХОД С ПОПЕРЕМЕННЫХ ХОДОВ НА ОДНОВРЕМЕННЫЕ.ВЫХОД СО СКЛОНА И ПРЕОДОЛЕНИЕ КОНТРУКЛОНА. 8-9 КЛАСС
Применяется на равнине и подъемах малой крутизны при плохой опоре на палки, а также при переходах с одного хода на другой. Цикл движений состоит из четырех скользящих шагов. С первыми двумя шагами палки поочередно выносятся вперед, с последними произ водятся поочередные отталкивания палками. Скользящие шаги выполняются так же, как и в попеременном двухшажном ходе. Палки выносятся вперед прямолинейным движением, что способствует сохранению и увеличению скорости скольжения за счет силы инерции маха. По координации этот способ является одним из самых сложных (рис. 1, 1 -8).
ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА В 8-9 КЛАССАХ
Уроки лыжной подготовки в 8-9 классах отличаются прежде всего тренировочной направленностью. Чтобы успешно подготовиться к сдаче учебных нормативов, юношам и девушкам необходимо на учебной лыжне выполнить достаточно большой объем тренировочной работы, в основном переменной интенсивности. Об этом красноречиво свидетельствуют учебные нормативы.
ЛЫЖНЫЕ ОДНОДНЕВНЫЕ ПОХОДЫ С ДЕТЬМИ В ЛЕС
Мы приняли решение, сегодня отправляемся в лес на весь день кататься на лыжах, ребенка обязательно берем с собой, особенно если ему уже исполнилось пять лет. В следующий раз он послужит для нас взрослых прекрасным мотиватором, поскольку это путешествие ему однозначно понравится. Необходимо только все правильно организовать, опыт по катанию можно приобретать непосредственно в лесу на лыжне .
:: игры на лыжах::
- Подвижная игра на лыжах «Занять место»
Играющие передвигаются на лыжах в 1,5 – 2 м друг за другом по замкнутому кругу. Водящий идёт за кругом в противоположную сторону, подаёт команду «Стой!» Дотрагивается до палки одного из лыжников и продолжает быстро двигаться по кругу. По сигналу все останавливаются, а игрок, осаленный водящим, быстро бежит по кругу в том же направлении. Каждый стремится занять свободное место. Не успевший занять свободное место становится водящим, игра продолжается.
Правило. При перебежке нельзя мешать играющим.
Подвижная игра: «Нападение акулы»
Игра проводится на ограниченной площадке. Из числа наиболее сильных участников выбирается «акула» (водящий). Все остальные участники (рыбки) снимают палки, ставят их в центре площадки и разбегаются. По сигналу «акула» начинает ловить «рыбу». Тот, кого осалит «акула», становится «акулёнком». Он берёт свои палки и тоже начинает ловить «рыбу». Игра заканчивается, когда поймают последнюю «рыбку». Салить игроков можно только рукой.
Подвижная игра: «Салки на горке»
Эта игра аналогична игре в салки, но проводится на горке. Основное назначение игры – совершенствование выполнения спусков, поворотов, торможений и подъёмов.
Подвижная игра: «Казаки-разбойники»
На площадке отмечается «тюрьма», которая должна располагаться около стены (забора). Все играющие делятся на две группы («казаки» и «разбойники»). Разбойники разбегаются по площадке и через 1 мин казаки начинают их ловить. Осаленного разбойника казак отводит в тюрьму. Разбойник идёт сам и не сопротивляется, а казак его лишь сопровождает. Если во время сопровождения казак убежит, не доведя разбойника до тюрьмы, тот считается свободным. В тюрьме разбойники располагаются вдоль стены и не могут перемещаться. Хотя бы один казак должен находиться в тюрьме, т.к. разбойники могут выручать сидящих в тюрьме. Если свободный разбойник забежит в тюрьму и осалит сидящего там разбойника, то становится свободным. При этом освободившийся тоже может освобождать других разбойников. Игра заканчивается, когда всех разбойников посадят в тюрьму.
Подвижная игра: "Охотники и утки на лыжах"
Содержание.
Игра проводится на ограниченной площадке, за пределы которой выезжать нельзя. Выбирается несколько охотников, остальные – утки. По сигналу утки «разлетаются» по площадке. По второму сигналу – охотники выходят на «охоту». У одного игрока в руках мяч. Бросать его можно только с места. Другой игрок подъезжает к отскочившему мячу и с этого места бросает мяч. Игра продолжается до тех пор, пока не «перестреляют» всех уток. Осаленная утка уходит за пределы площадки.
КОНСПЕКТ урока физической культуры по лыжной подготовке в 8 классе
КОНСПЕКТ урока физической культуры по лыжной подготовке в 5 классе
Конспект игрового урока лыжной подготовки в 5 классе
Техника в лыжных гонках состоит из разнообразных способов передвижения. Выбор способа передвижения и применение его в конкретных условиях рельефа и трассы определяются тактической задачей. Для овладения техническим мастерством необходимо знание основ техники, овладение способами передвижения и умение применять их в соревнованиях.
Способы передвижения
в лыжных гонках разделяются на основные группы: ходы, подъемы, спуски и повороты. В эти группы входят только те способы, которые применяются в настоящее время непосредственно в соревнованиях.
Каждая группа решает одинаковые задачи в сходных условиях. В классификацию не включены способы передвижения, которые не отвечают современным требованиям к лыжным гонкам (например, попеременный четырехшажный ход, одновременный двухшажный ход, спуск в низкой стойке, торможение соскальзыванием и др.), которые тем не менее имеют прикладное применение во всесторонней подготовке лыжника, в оздоровительных и массовых мероприятиях несоревновательного характера (переходы, туристские походы), в трудовой практике. Не включены в классификацию также способы передвижения и приемы, используемые в учебно-тренировочном процессе, и специально-прикладные упражнения (например, повороты на месте, строевая подготовка, преодоление препятствий и др.).
Каждая основная группа способов составлена по признаку их назначения и по их спортивному применению.
Способы ходов служат для передвижения на равнинных участках дистанции, а также на подъемах и уклонах.
Способы преодоления подъемов имеют назначением преодоление склонов снизу вверх, когда передвижение ходами невозможно или
нецелесообразно.
Способы спусков применяются при преодолении склонов сверху
вниз.
Способы поворотов используются при изменении направления движения.
Включение в технику лыжника-гонщика основных способов передвижения не исключает возможности в крайних, нетипичных случаях использования приемов из общетехнической разносторонней подготовки лыжника (например, торможение соскальзыванием, поворот прыжком). Концентрация же внимания на самых эффективных современных основах техники направлена на формирование высшего спортивно-технического мастерства.
Элементы способов передвижения. Наиболее сложные способы передвижения (ходы и подъемы на лыжне), как сложные действия (системы движений), состоят из более простых составных частей (подсистем) - фаз и элементарных действий. И те и другие являются элементами соответствующих способов передвижения.
Основа ходов (кроме бесшажного) и подъемов по лыжне - лыжный шаг. Он имеет три разновидности: скользящий шаг, когда лыжник передвигается главным образом на скользящей лыже, беговой шаг, когда лыжник очень недолго скользит по лыжне, почти переходя на бег, и ступающий шаг, при котором скольжения нет.
В течение лыжного шага опорная лыжа скользит (кроме ступающего шага) и стоит на месте (кроме бесшажного хода). Таким образом, различаются периоды скольжения и стояния опорной лыжи. Скользящий лыжный шаг включает скольжение в выпад. Длина лыжного шага равна сумме длин скольжения и выпада (рис.). В бесшажном ходе все передвижение за цикл определяется только скольжением, в подъеме ступающим шагом - только выпадом. В период скольжения лыжник благодаря скольжению стремится обеспечить высокую оптимальную скорость, стараясь уменьшить торможение и увеличить ускорение; в период стояния подготавливает движения, обусловливающие скорость в последуюшем скольжении.
Скорость передвижения в лыжном шаге обеспечивается отталкиванием лыжами и палками. В скользящих лыжных шагах отталкивание лыжами подготавливается в периодах скольжения и стояния лыжи (перекат, подседание на опорной ноге) и выполняется в период стояния. Отталкивание лыжами включает отталкивание выпрямлением ноги и маховые движения ногой, рукой (или руками) и туловищем. Отталкивание ногой выполняется только движениями в суставах опорной ноги. С момента остановки лыжи начинается разгибание в тазобедренном суставе (рис.) и продолжается подседание в коленном и голеностопном суставах. Далее включается разгибание нога в коленном суставе (рис.) и присоединяется отталкивание стопой (подошвенное сгибание в голеностопном суставе (рис.). Маховые движения усиливают отталкивание ногой и обеспечивают более эффективное передвижение лыжника (рис.).
Отталкивание палками включает в себя движения рукой, туловищем и опорной ногой. Наклоном туловища начинается опора на палку при ее постановке и отталкивание ею. Небольшое выдвижение стопы опорной ноги (или ног) обусловливает передачу усилия на’ лыжу (предупреждает преждевременный перекат). Движение рук назад (разгибание в плечевых суставах) совместно с другими движениями способствует сохранению и повышению скорости скользящей лыжи (лыж).
Отталкивание лыжами и палками, а также скольжения составляют основные элементарные действия способов передвижения, от совершенства которых зависит скорость лыжника-гонщика.
Для детального понимания смысла и цели в сложных способах передвижения выделяются фазы движения.
В описании техники ходов и подъемов применяется следующая схема: цель способа передвижения - общий результат управления движениями. Например, в попеременном двухшажном ходе цель шага - оптимальная скорость. Подцель фазы - частный, промежуточный результат для данной фазы, поскольку каждая фаза в шаге имеет свою роль. Подцели всех фаз шага совместно обеспечивают общую цель шага. Цель и подцели отвечают на вопрос: для чего нужны движения лыжника? Задача оптимизации движений в фазе - направления совершенствования движений для повышения результата. Например, одна из задач в свободном скольжении в ходах - не увеличивать давления на лыжи. Требования к движениям - конкретные средства выполнения задач оптимизации. Например, для уменьшения давления на лыжи - замедлить и остановить движения по инерции рук, туловища и маховой ноги вверх. Задача отвечает на вопрос «зачем?», а требования - на вопрос «как?» Понимание смысла каждого движения, его цели и задачи повышает сознательность в применении техники.
Сочетание определенных фаз в строгой последовательности определяет каждый конкретный способ хода и подъема. В момент, когда заканчивается одна фаза и начинается следующая, происходит изменение самих движений, а следовательно, и подцели фазы, задач оптимизации движений и требований к последним.
Таким образом, определяя границы фаз и их особенности, изучают определенный способ хода или подъема. При этом обращается внимание на особенности элементарных действий в каждом способе передвижения на лыжах.