Бег на 800 метров - это самая короткая из средних дистанций в программе крупнейших легкоатлетических соревнований. Спортсмены в беге на 800 метров начинают бег с раздельных стартовых позиций и с высокого старта. Там, где заканчивается первый вираж (115 метров), бегуны должны выйти на общую дорожку и всю оставшуюся часть дистанции пройти вдоль неё. Обычно на крупных соревнованих (Чемпионат Мира, Европы и Олимпийские игры) соревнования в беге на 800 метров проводятся в три круга (реже в два круга), согласно правилам и в зависимости от количества участников.
Для дистанции 800 метров характерны все тактические приёмы, обычные для средних легкоатлетических дистанций.
Как правило, при прохождении дистанции первые 400 метров бегуны преодолевают быстрее, чем последние и начинают решающее ускорение после 600-650 метров. Спортсменки высокого класса, чтобы достичь высокого результата должны быть способны преодолевать 400 метров за 54 секунды.
Силовая тренировка отражается на технике бега бегунов на 800 метров. В этом случае кинематические характеристики приближаются к показателям спортсменов в длинном спринте, особенно при проявлении утомления.
На основании кинематического анализа техники бега И.Чеплак мы пришли к следующим заключениям:
Постановка ноги на дорожку близка к линии проекции общего центра тяжести, что минимизирует потери горизонтальной скорости в момент амортизации.
Малые углы сгибания стопы и коленного сустава в амортизационной фазе характеризуют особенности нервно-мышечной системы поддерживать высокий потенциал даже в период утомления.
Оптимальный показатель подошвенного сгибания и разгибания в коленном суставе способствуют интенсивному отталкиванию и увеличению длины шага.
Амплитуда и угловая скорость маховой ноги превосходят соответствующие значения кинематических характеристик других спортсменов.
Вертикальные перемещения оптимальны, что способствует повышению экономичности бега.
Легкоатлеток специализирующихся на дистанции 800 метров, отличает высокий уровень всех видов выносливости (общей, специальной, скоростной, статической). Они гибки, ловки, быстры, имеют высокий силовой и скоростно-силовой потенциал, хорошо владеют своим телом.
Современные бегуньи успешно выступают не только на избранной, но и на смежных дистанциях, в том числе в кроссах. Опытных спортсменок отличает высокая экономичность всех систем организма Им присущи устойчивая нервная система, сильные волевые качества, высокий уровень мотивации к соревновательной деятельности.
Управление подготовкой спортсменок, занимающихся бегом на дистанции 800 метров, исходит из основной целевой установки достигнуть планируемый результат в главных соревнованиях. Выход на его уровень связан с достижением физического состояния, которое можно охарактеризовать как «должное», т.е. каждому спортивному результату соответствует свой уровень подготовленности. Нельзя иметь низкую подготовленность и высокие спортивные результаты. Бег на длинные дистанции для женщин - классическое циклическое упражнение продолжительностью около двух минут.
Организм квалифицированной бегуньи - это своеобразная функциональная высокоорганизованная система, которая под воздействием соревновательных и тренировочных нагрузок складывается годами. У бегуний, специализирующихся в стайерском беге, как правило, гармонично развиты исполнительное звено (опорно-двигательный аппарат, мышечная система), обеспечивающее звено (кардио-респираторная, сосудистая, выделительная системы) регулирующее звено (ЦНС, эндокринная система).
Организм постепенно адаптируется к адекватным тренировочным и соревновательным нагрузкам, под воздействием которых повышается уровень шальной физической специальной физической подготовленности. При неадекватности нагрузок (например, их недостаточности) нельзя рассчитывать на прирост уровня подготовденности. Не приводят к успеху и слишком напряженные нагрузки, не соответствующие уровню подготовленности спортсменки. Иными словами, для повышения уровня специальной подготовленности необходимо использовать такие тренировочные и соревновательные нагрузки, которые соответствуют возможностям. С ростом уровня подготовленности тренировочные и соревновательные нагрузки, ставшие привычными, должны также возрастать.
Уровень специальной подготовленности характеризуется многими показателями. Наиболее информативными специалисты считают:
максимальное потребление кислорода (МПК) - относительная величина, выраженная в мл/мин/кг;
скорость бега на уровне анаэробного порога (Упано);
время удержания скорости бега на уровне анаэробного порога.
Высокий уровень специальной физической подготовленности обеспечивает высокую работоспособность на протяжении годичного цикла, и при условии хорошей психологической устойчивости и соответствующей мотивации позволяет за счет подводящей тренировки и контрольных соревнований вывести бегуний на высокие спортивные результаты, как в беге на 800 метров, так и на смежных дистанциях.
Высококвалифицированные бегуньи на данной дистанции отличаются друг от друга техникой бега, которая осуществляется на индивидуальной основе в соответствии с морфофункциональными особенностями. Спортсменки должны быть гибкими, что позволит им выполнять беговые упражнения с широкой амплитудой.
Умению бежать быстро можно научиться. Для того чтобы это умение развивать и поддерживать, необходимо регулярно включать в тренировочную программу быстрый бег. Чем больше спортсменка развивает умение бегать быстро, тем больше она будет привыкать к мысли, что высокая скорость ей подвластна, быстрый бег постепенно становится естественным. Если бегунья регулярно настраивается на быстрый бег (даже на этапе зимней подготовки), то ода будет чувствовать себя хорошо, ей это будет нравиться.
В методику подготовки легкоатлеток относит рекомендации А. Голдберга о психологической подготовке:
научить спортсменок концентрироваться (фокусировать внимание на чем-то определённом, а затем спокойно вернуться в исходное состояние);
не обвинять спортсменов в отсутствии концентрации (не говорить на что именно она должна сконцентрироваться а, нужно говорить чтоб обратила внимание…);
учить пониманию взаимосвязей умственных и физических действий (лучшее и или худшее выполнение упражнения определяется только собственным проговариваем);
На занятиях напоминать спортсменке что, она подготовлена к работе, должна расслабиться и выполнять двигательные действия;
«Ты должна, ты обязана!» может привести к излишнему напряжению;
Учить спортсменку думать конкретно по правилу «Здесь и сейчас!»;
поощрять желание спортсменки бороться с самой собой;
помогать спортсменке концентрировать внимание на том, что должно случиться (победители перед соревнованиями думают о том что они выиграют, в то время проигравие боятся как бы чего не случилось.);
избегать сравнения (тренеры делают ошибку сравнимая спортсменок из одной и той же команды, может случится конфликт. Если сравнивать спортсменок то исключительно на позитивной ноте.);
не затрагивать чувство собственного достоинства спортсменки при анализе результатов;
поощрять спортсменок не угождая им;
знав личные проблемы спортсменки, позволит развить лучшие отношения с ней;
слушать (выслушать спортсменку когда она говорит о себе);
сопереживать вместе со спортсменкой (нет ни чего приятнее, чем то, что человек, которого вы уважаете понимает вас);
Признавать успехи («хорошо сделано!», «Удачно выполнено!»);
Критиковать группу, спортсменку хвалить (когда спортсменка совершила ошибку, не выводите её перед всей группой, поговорите отдельно);
Иметь чувство собственного достоинства (оставаться самим собой – это лучший фактор тренерской карьеры.).
Бег на 800 м требует особой техники. Спортсмен должен , и при этом уметь развивать на финише. У бега на среднюю дистанцию есть свои особенности. Рассмотрим правильную технику, нормативы, поговорим о рекордах знаменитых спортсменов.
Это интересно! Бег на 800 метров считается самым проблемным и тренеров. Такая дистанция слишком коротка для тех, кто привык . И слишком длинная . Поэтому выбор метода подготовки к соревнованиям обычно непрост: непонятно, чему уделять особое внимание - скорости или выносливости.
Рекорды
Лучше всех в истории пробежал 800-метровку Давид Рудиша в 2012 году. Спортсмен из Кении преодолел среднюю дистанцию за 1.40.91 секунду.
На втором месте - датчанин Уилсон Кипкетер . С 1997 года он уверенно занимает вторую строчку в рейтинге , пробежавших 800 метров с лучшим результатом. Он осилил это расстояние за 1.41.11 секунд.
На третьём месте - Себастьян Коу из Великобритании. В 1981 году англичанин пробежал на соревнованиях 800-метровку за 1.43.73 секунды.
Большинство рекордов было поставлено ещё в 20 веке. Последний отличившийся в пробеге на 800 метров спортсмен поставил рекорд в 2013 году. Моххамед Аман из Эфиопии пробежал дистанцию за 1.42.37 секунд и занял девятое место в рейтинге бегунов.
Среди женщин лучший результат у спортсменки из Чехословакии Ярмилы Кратохвиловы - 1.52.28 секунд. Рекорд женщина поставила в 1983 году
Правильная техника
Бег на 800 метров требует правильно тренировки. Спортсмен должен развить три качества:
- Выносливость - необходима, чтобы организм адаптировался к достаточно длительной интенсивной нагрузке
- Скорость - чем выше этот показатель, тем больше шанс обойти соперников на финише
- Тактическое мышление. Необходимо, чтобы спроецировать траекторию движения, предугадать тактику соперников, выбрать наиболее верную схему для победы
В соревнованиях на 800 м действуют определённые правила:
- начало движения происходит с высокого старта, а бегуны занимают отдельные стартовые позиции
- в конце первого этапа, который заканчивается через 115 метров от старта, спортсмены выходят на общую дорожку
- число кругов обычно - 3, но при небольшом количестве участников можно ограничиться двумя большими
Для победы важно придерживаться правильной тактики бега. Как бегать 800 метров, чтобы победить? Во-первых, первую половину дистанции нужно бежать быстрее , чем вторую. Затем 200-250 метров спортсмен бежит в среднем темпе, ускоряясь на последних .
Тренировка
Профессиональные бегуны тренируются по особой системе . Правильная последовательность тренировок важна, чтобы добиться хорошего результата. Тренировочная программа состоит из нескольких фаз:
- Силовая подготовка . Включает три тридцатиминутных занятия в неделю. Особое внимание уделяется . Базовые упражнения для проработки этих важных для бегунов мышц - это приседания, становая тяга, выпады. Также с. Развивать силу мышц необходимо, чтобы они не уставали во время соревнований, были крепкими
- Беговые сессии . Вторая фаза предполагает только беговые тренировки. Спортсмен пробует свои силы, пытается побить собственные рекорды, с каждым разом улучшает технику, работает над ошибками. Помимо классических пробежек на 800 метров бегуны занимаются , чтобы развить выносливость
- Третья фаза посвящена коротким пробежкам и направлена на отработку скорости
- Четвёртая - для развития выносливости
Важно работать в нескольких направлениях: развивать силу, выносливость, скорость. Но это не всё. Спортсмен должен - ему должно для утомительных тренировок и питательных веществ для роста, развития мышечной массы . Поэтому в рационе обязательно присутствует белковая пища, сложные углеводы и полезные жиры. Также обязательно . Профессиональным спортсменам нужно принимать и для быстрого
Лёгкая атлетика на летних Олимпийских играх 1900 Трековые дисциплины 60 метров … Википедия
Лёгкая атлетика на летних Олимпийских играх 1904 Трековые дисциплины 60 метров … Википедия
Лёгкая атлетика на летних Олимпийских играх 1908 Трековые дисциплины 100 метров … Википедия
Лёгкая атлетика на летних Олимпийских играх 1896 Трековые дисциплины 100 метров … Википедия
Дисциплина относящаяся к средним дистанциям беговой легкоатлетической программы. Требует от спортсменов выносливости (в том числе скоростной) и тактического мышления. Является олимпийской дисциплиной лёгкой атлетики для мужчин с 1896 года, для … Википедия
Бег на 3000 м средняя дистанция в лёгкой атлетике, в которой спортсмен пробегает 7,5 кругов по 400 м на открытом стадионе. У мужчин 3000 м никогда не была олимпийской дистанцией. На чемпионатах мира по легкой атлетике она также не … Википедия
Дисциплина, относящаяся к средним дистанциям беговой программы лёгкой атлетике. Эта дистанция редко проводится на крупных официальных соревнованиях. В основном забеги на 1000 метров устраивают на коммерческих соревнованиях. Бег на 1000 метров не… … Википедия
Бег на 2000 метров средняя дистанция в легкой атлетике, в которой спортсмен пробегает 5 кругов по 400 м на открытом стадионе. Бег на 2000 м никогда не был олимпийской дистанцией. Он также не включался в программу чемпионатов мира… … Википедия
Глава I. Формирование структуры этапа НЛП, в беге на средние дистанции.
1.1. Основные аспекты построения этапа НЛП, в беге на средние дистанции.
1.2. Динамика выступлений отечественных и зарубежных бегунов на 800 м, на чемпионатах мира и Европы, и планирование их тренировочной нагрузки на этапе НЛП к ответственным стартам.
1.3. Распределение тренировочной нагрузки на этапе НЛП бегунами на средние дистанции.
1.4. Характеристика и классификация тренировочной нагрузки в беге на средние дистанции.
Глава И. Цель, задачи, методы, организация исследования.
2.1. Цель работы.
2.2. Задачи исследования.
2.3. Методы исследований.
2.3.1. Анализ научно-методической литературы по построению этапа НЛП.
2.3.2. Обобщение практического опыта подготовки бегунов на средние дистанции.
2.3.3. Анкетирование, педагогические наблюдения, беседы.
2.3.4. Педагогический эксперимент и тестирование.
2.3.5. Метод исследования «Динамическая координация».
2.3.6. Методы математической статистики.
2.4. Организация исследований.
Глава III. Распределение специальной тренировочной нагрузки на этапе НЛП в беге на средние дистанции.
3.1. Динамика спортивных результатов сильнейших отечественных и зарубежных спортсменов в беге на 800 м.
3.2. Анализ средств и методов эффективности специальной тренировочной нагрузки в беге на средние дистанции.
3.3. Особенности соревновательной деятельности в беге на средние дистанции у юниоров.
3.4. Построение тренировочного процесса в соревновательном периоде, в беге на средние дистанции у юниоров.
3.5. Уровень соревнований и значение результата достигнутого в них, для дальнейшего повышения спортивного мастерства юниоров.
3.6. Подготовка и участие юниоров в кульминационных соревнованиях в беге на 800 м.
Глава IV. Схема планирования специальной тренировочной нагрузки в предсоревновательном периоде бегунов на 800 м, на этапе спортивного совершенствования.
4.1. Структура специальной тренировочной нагрузки на этапе НПП в беге на 800 м у юниоров.
4.2. Рациональное построение специальной тренировочной нагрузки в мезоциклах, на этапе НПП, к кульминационным соревнованиям года в беге на 800 м у юниоров.
4.3. Результаты исследования.
Рекомендованный список диссертаций
Структура этапа специальной подготовки в беге на сверхмарафонские дистанции 2001 год, кандидат педагогических наук Ветренко, Алексей Алексеевич
Индивидуализация спортивной тренировки бегунов на средние и длинные дистанции на основе критериев специальной подготовленности 1999 год, кандидат педагогических наук Стародубцев, Валерий Владимирович
Структура и содержание годичного цикла тренировки квалифицированных бегунов на 400 м на основе преимущественного использования средств скоростно-силовой подготовки 2013 год, кандидат педагогических наук Пресняков, Виталий Валерьевич
Планирование тренировочной нагрузки на этапе предсоревновательной подготовки в национальной калмыцкой борьбе ноолдан 2008 год, кандидат педагогических наук Прошкин, Сергей Николаевич
Система подготовки женщин в видах легкой атлетики, требующих преимущественного проявления выносливости 1999 год, доктор педагогических наук Чернов, Сергей Семенович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Структура тренировочных нагрузок в период предсоревновательной подготовки бегунов на 800 м на этапе спортивного совершенствования»
Актуальность. Бег на средние дистанции у мужчин является наиболее слабым звеном в отечественной легкой атлетике. В списках 25 сильнейших бегунов на 800 м, мира и Европы, Россия представлена незначительным числом спортсменов, как среди взрослых, так и юниоров. Конкурировать с европейскими, а тем более бегунами африканского континента, российским спортсменам в настоящее время весьма сложно. Поэтому необходимо разработать научно-методические подходы и обосновать систему управления подготовкой бегунов на средние дистанции с тем, чтобы выйти на уровень лучших результатов в мире, а начинать подготовку к максимальной реализации индивидуальных возможностей следует с бегунов в возрасте 1819 лет, которые в будущем должны заменить наших ведущих атлетов. I Целью нашей работы является оптимизация процесса предсоревновательной подготовки бегунов на 800 м на этапе спортивного совершенствования. Один из важных элементов в подготовке бегунов на средние дистанции - этап предсоревновательной подготовки (А.Ф. Бойко, 1971; Д. Харе, 1972; Л Л. Матвеев, 1972; В.Б. Гилязова Ф.П., Суслов, 1972; В.И. Евтеев, 1977; В.Ф. Костюченко, 1979; Ю.Г. Травин, 1981 и др.). Их исследования посвящены подготовке юношей и взрослых спортсменов на предсоревновательном этапе, но остались, не решены вопросы подготовки бегунов юниорского возраста. В то время как у зарубежных бегунов) юниорского возраста на этом этапе, отмечается самый высокий уровень интенсивного роста спортивного мастерства. Несмотря на то, что выступления наших юниоров были многообещающими на чемпионатах мира и Европы 70-90 гг., В. Зимин в 1970 г. - 2 м, А. Судник в 1986 г. - 3 м, А. Олейников в 1991 г. - 2 м, В. Горелов в 1993 г. - 2 м, Ю. Борзаковский в 1999 г. - 1 м, и др. Однако лишь Ю. Борзаковский в 2004 г. завоевал золотую олимпийскую медаль в Афинах.
В юниорском возрасте отмечается не только самый высокий уровень роста спортивного мастерства, но и опасность перенапряжения и получения травм, что в последствии приводит к прекращению занятий спортом. Бегуны - выбравшие путь профессионального спортсмена, пытаются как можно быстрее показать высокий результат с тем, чтобы войти в состав сборной России. Это выражается в преждевременном увеличении до максимальных величин объема беговой работы, высоком росте интенсивности упражнений и тренировочных занятий в целом, и неоправданное снижение количества общеразвивающих упражнений.
Одним из факторов, способных оказать активное влияние на повышение функциональных резервов бегунов роста, их специальной работоспособности и спортивных результатов в возрасте 18-19 лет, является соревновательный период подготовки, а инструментом для достижения высоких и стабильных результатов, ключевым звеном в подготовке к главным стартам сезона » выделяется этап непосредственной предсоревновательной подготовки (Д.
Харре, 1971; Н.Г. Озолин, 1972; Ф.П., Суслов, 1972; Л.С. Хоменков, 1974, Ю.Г. Травин, 1981; В.Г. Никитушкин, 1982; В. Иссурин, В. Шкляр, 2002 и др.). Сбалансированность на этом этапе таких качеств, как быстрота, силовая, специальная и общая выносливость, психическая устойчивость, техническая подготовленность является решающим в достижении результата. В настоящее время среди тренеров и специалистов в области бега на средние дистанции нет единого мнения, как распределять специальную тренировочную нагрузку на этапе НПП среди бегунов на 800 м, в возрасте > 18-19 лет. Так известный тренер И.М.Токарь, 1972, считает, что этап должен длиться 4 недели в связи с высокой интенсивностью выполняемых упражнений; Н.Г. Озолин, 1972, также считает, что этап НПП должна составлять 4 недели, а распределение нагрузки по неделям должно соответствовать принципу маятника; Ф.П. Суслов, 1973, считает, что этап подготовки к соревнованиям должен равняться 4-7 недели, причем нагрузка в недельном микроцикле варьируется волнообразно; а В. Иссурин и В. Шкляр, 2002, утверждают, что исходя из отставленных тренировочных * эффектов, продолжительность этапа НПП должна составляет 7-8 недель, что предполагает последовательное концентрированное воздействие на малое количество качеств (обычно не более двух). На наш взгляд эта высокая концентрация тренировочного воздействия и является наиболее рациональной и оптимальной при подготовки юниоров к кульминационным соревнованиям года.
Анализ специальной литературы, опрос тренеров показали, что проблема определения структуры и взаимозависимости различных средств на этапе НЛП является в настоящее время наиболее актуальной. Цель исследования. Оптимизация процесса предсоревновательной подготовки бегунов на 800 м на этапе спортивного совершенствования. Объект исследования. Процесс подготовки бегунов юниорского возраста на, этапа Hi 111 в беге на 800 м.
Предмет исследования. Структура тренировочных нагрузок на этапе Hi 111, в связи с предстоящей соревновательной деятельностью юниоров в беге на 800 м.
Гипотеза исследования. Предполагала, что моделирование специальной тренировочной нагрузки в условиях приближенных к соревновательной деятельности, позволит добиться сдвигов в использовании потенциальных возможностей спортсмена, которые повлияют на дальнейший рост его спортивных результатов.
Теоретико-методологическая основа исследования базируется на закономерностях и принципах современной спортивной подготовки (Н.Г. Озолин, 1949; А.Д. Новиков, 1952; Л.П. Матвеев, 1964; В.П. Филин, 1968; JI.C. Хоменков, 1970; Ю.В. Верхошанский, 1975; В.К. Бальсевич, 1976; В.В. Платонов, 1980; Ф.П. Суслов, 1982; Ю.Г. Травин, 1984; Н.Ж. Булгакова, 1986; Б.Н. Шустин, 1995; В.Г. Никитушкин, 1996), достижения педагогики и психологии спорта (Н.И. Пономарев, 1965; В.В. Петровский, 1970; А.В. Родионов, 1975; B.C. Родиченко, 1977; Б. Кретти, 1978; В.У. Агеевец, 1980; С.Д. Неверкович, 1982), теории целостности в философии, биологии, педагогике (Н.А. Берштейн, 1949; У.Э. Эшби, 1959; П.К. Анохин, 1957;
Н.М.Амосов, 1965; С. Бир, 1971; И.В. Блауберг, В.Г. Юдин. 1972; В.Г. Афанасьев, 1980).
Научная новизна предлагаемой структуры заключается в том, что впервые \ разработаны: система концентрированной тренировочной нагрузки, которая рационально спланирована в рамках 3-х, 2-х недельных мезоциклов чередующихся с однонедельными восстановительными микроциклами; тренировочный мезоцикл, который обеспечивает организму спортсмена более высокую работоспособность, с учетом реакции организма на разовую нагрузку, или целый комплекс однородных по характеру нагрузок и отставленного кумулятивного эффекта. Теоретическая значимость заключается в следующем: \ - обоснованы научно-методические подходы к построению этапа НИИ бегунов на 800 м в возрасте 18-19 лет и теоретические схемы распределения специальной тренировочной нагрузки предшествующей соревновательной деятельности.
Практическая значимость разработанной программы рационального построения тренировочной нагрузки на этапе Hi 111 бегунов юниорского возраста может быть использована:
Тренерами и спортсменами для осуществления целенаправленного подхода в выборе средств, специальной подготовки при подведении к
I главным стартам сезона;
Для формирования специфической базы соревновательной направленности, исходя из индивидуальных особенностей спортсменов и уровня их подготовленности;
Для контроля за физическим и психическим состоянием юниоров на этапе Hi ill, в беге на 800 м;
Для последующих научных исследований в области планирования спортивной подготовки бегунами на средние дистанции;
Для студентов и слушателей факультета усовершенствования при изучении теоретического спецкурса в учебном процессе. Положения, выносимые на защиту:
Структура тренировочной нагрузки этапа НПП бегунов на 800 м, в возрасте 18-19 лет, рационально спланированная в рамках 3-х, 2-х недельных мезоциклов, чередующихся с однонедельными восстановительными микроциклами; тренировочная нагрузка соответствующая особенностям восстановительных процессов организма спортсмена, их индивидуальным возможностям и отставленного кумулятивного эффекта;
Управление тренировочным процессом бегунов на 800 м, в возрасте 18-19 лет, с использованием педагогических и инструментальных тестов. Применялись следующие тесты: бег 200 м на время, бег 600 м на время, десятикратный прыжок с места с ноги на ногу, тест по PWC - 170 (беговой вариант по С.П. Майфату), субъективный психологический опросник ситуативной тревожности по И.Д. Спилбергу, компьютерный психофизиологический комплекс (КПФК-99).
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры», 13.00.04 шифр ВАК
Педагогическая технология управления содержанием и структурой многолетней подготовки юных спортсменов в беговых видах легкой атлетики 2005 год, доктор педагогических наук Павлова, Ольга Ивановна
Индивидуальная типовая адаптация к нагрузкам высококвалифицированных бегунов на средние дистанции на предсоревновательном этапе подготовки 1997 год, кандидат педагогических наук Березова, Наталья Таль- Атовна
Комплексный контроль физической подготовленности высококвалифицированных бегунов с нарушением слуха на короткие и средние дистанции 2013 год, кандидат педагогических наук Морозов, Антон Павлович
Допустимые уровни тренировочных и соревновательных нагрузок юных бегунов на средние дистанции - учащихся учебно-тренировочных групп спортивных школ 2008 год, кандидат педагогических наук Рожков, Сергей Владимирович
Управление предсоревновательной подготовкой бегунов на средние дистанции 2008 год, кандидат педагогических наук Алаа Джабер Абуд
Заключение диссертации по теме «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры», Мосин, Игорь Васильевич
9. Результаты исследования позволили обосновать методические подходы к практическому использованию структуры специальной тренировочной нагрузки на этапе НИИ бегунов на 800 м при подведении юниоров к главным стартам года. Это способствовало существенному улучшению системы подготовки бегунов юниорского возраста и повышению их спортивных результатов в соревнованиях с зарубежными сверстниками.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Данное исследование позволяет определить подходы к научному обоснованию структуры планирования тренировочной нагрузки на этапе НПП у бегунов на 800 м, в возрасте 18-19 лет. Предлагаемая структура специальной тренировочной нагрузки юниоров включает в себя три концентрированных нагрузочных двухнедельных мезоцикла, чередующихся с однонедельным восстановительным микроциклом, что составляет в сумме 9 недель. Первый двухнедельный мезоцикл направлен на адаптацию организма к специфической работоспособности (развивающий), второй двухнедельный мезоцикл способствует развитию специфической работоспособности (ударный), третий двухнедельный мезоцикл направлен на совершенствование специфической работоспособности (подводящий), что полностью соответствует длительности отставленного тренировочного эффекта. Структура специальной тренировочной нагрузки должна носить волнообразный характер с постепенным нарастанием соревновательной направленности к концу, что положительно сказывается на дальнейшем росте результатов.
Рациональное распределение специальной тренировочной нагрузки, по зонам интенсивности, на этапе НПП у бегунов на 800 м возрасте 18-19 лет, должно выглядеть следующим образом: алактатно-анаэробный режим -2-3 %, гликолитическо-анаэробный - 15-20 %, аэробно-анаэробный смешанный -25-30 %, аэробный - 35-40 , восстанавливающий - 10-15 %, что полностью соотносится, с научным обоснованием опыта подготовки юниоров, в соответствии с индивидуальными физическими и психическими особенностями развития спортсменов. Увеличение объема тренировочной работы в анаэробно-гликолитической и аэробно-анаэробной (смешанной) зонах интенсивности позволяет улучшить долю качественной специфической работы для создания специальной базы, что будет способствовать достижению высоких и стабильных результатов юниоров в беге на 800 м.
Распределение специальной тренировочной нагрузки, на этапе НПП в двухнедельном мезоцнкле должно строиться на основании как эффекта-реакции организма на одноразовую нагрузку, так и на комплекс однородных, по характеру нагрузок. кумулятивного эффекта, заключающегося в обобщении организмом следов нагрузок различной направленности. Эти следы суммируясь в виде приспособительного эффекта, обеспечивают организму более высокую работоспособность. Исследуя адаптационные возможности организма спортсменов при нагрузке соревновательной направленности, мы отмечали, что полное восстановление организма происходит только через 48-72 часа. В связи с этим мы рекомендуем применять нагрузку соревновательной направленности в двухнедельном мезоцикле не более 4-х раз, в противном случае увеличение соревновательного упражнения до 6 раз приводит к перенапряжению основных функциональных систем организма.
Применение тренировочной нагрузки «Соревновательного упражнения» в двухнедельном мезоцикле положительно влияет на конечный результат, создавая тем самым специализированную базу для успешной реализации накопленного потенциала к соревновательной деятельности и способствует в дальнейшем достижению высоких и стабильных результатов в беге на 800 м у юниоров. Методика заключается в следующем: соревновательная дистанция 800 м делится на отрезки. Например (350 м +250 м +150 м +50 м), отдых между отрезками 10-15 сек, выполняется серийно 2-3 раза, отдых между сериями 8-12 мин. Соревновательная скорость на дистанции определяется для каждого бегуна индивидуальна.
При использовании тренировочной нагрузки «Дробных повторений» спортсмен выполняет 6-8 отрезков в серии, продолжительностью 10-20 с, со скоростью выше соревновательной, но не максимальной. Например, со скоростью бега на 400 м, затем отдых 10-12 мин и повторение этой серии 2-3 раза. Этот метод в большей степени воздействует на те специфические качества, которые проявляются в соревнованиях.
Применение нагрузки «Максимальной направленности» отрицательно сказывается на дальнейшем росте спортивного результата юниоров в беге на 800 м из-за высокого сдвига физиологических параметров и психической напряженности, что приводит к переутомлению систем организма, снижению функциональной работоспособности и утраты спортивной формы.
Использование в целях развития скоростно-силовых качеств длинных прыжков (200-300 м) является важным фактором, улучшающим силовой потенциал мышечных групп, выполняющих основную нагрузку по перемещению спортсмена по дистанции. От уровня и соотношения силового потенциала этих мышц зависит специальная работоспособность и экономичность спортивного упражнения.
Для восстановления бегунов после тренировочной нагрузки соревновательной направленности на этапе НПП следует использовать бег в виде зарядки (3-5 км, со скоростью 4,30 на км с ЧСС до 140 уд/мин), кроссовый бег (6-8 км со скоростью 4,15 на км с ЧСС до 150 уд/мин), бег в виде кросса (8-10 км, со скоростью 4,00 на км с ЧСС до 160 уд/мин). Бег ниже этой скорости приводит к затуханию физиологических процессов. Нагрузки соревновательной и восстановительной направленности в мезоцикле должны чередоваться: один день - нагрузка, два-три дня -восстановление.
Для контроля за физическим и психическим состоянием юниоров на этапе НПП в беге на 800 м, мы рекомендуем использовать специальные педагогические и инструментальные методы тестирования. Это позволит своевременно вносить коррективы в тренировочный процесс на этапе НПП, не меняя в целом хода подготовки. Все эти тесты доступны и апробированы, не занимают много времени. Психическое субъективное состояние юных спортсменов, целесообразно определять по опроснику реактивной тревожности И.Д. Спилберга, скоростную выносливость - по бегу на время 200 м, скоростно-силовую подготовленность 10-м прыжком с места с ноги на ногу, специфическую выносливость - по бегу на время 600 м, функциональную работоспособность определяли по PWC-170 (беговой вариант по С.П. Майфату), объективное психофизическое состояние готовности перед участием в соревнованиях юниоров с помощью компьютерного психофизиологического комплекса КПФК-99.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Мосин, Игорь Васильевич, 2006 год
1. Алексеев Г.А. Систематизация нагрузок в беге / Г.А. Алексеев // Легкая атлетика- 1971. -№ 5. - С. 12-13.
2. Андреев В.А. Бег на средние дистанции / В.А. Андреев // Теория и практика физ. культуры. 1941. - № 6. - С. 4.
3. Аулик И.В. Определение физической работоспособности в клинике и в спорте / И.В. Аулик. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Медицина, 1990. -447 с.
4. Бальсевич В.К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания / В.К. Бальсевич // Теория и практика физ. культуры. 1999. - № 4. - С. 44.
5. Баранова З.М. Задачи по теме статической гипотезы: метод, разраб. для ин-тов физ. культуры / З.М. Баранова, В.М. Зациорский, А.Н. Петросян; Всесоюз. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. М., 1980. - 44 с.
6. Бойко А.Ф. Подготовка к ответственным соревнованиям бегунов на средние дистанции / А.Ф. Бойко // Предсоревновательная подготовка бегунов высокого класса. М.: Физкультура и спорт, 1971. - С. 49-67.
7. Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека / В.В. Бойко. М.: Физкультура и спорт, 1987. - 144 с. Ю.Бондарчук А.П. Тренировка легкоатлета / А.П. Бондарчук. - Киев: Здоровье, 1986. - 160 с.
8. Борилкевич В.Е. Физическая работоспособность в экстремальных условиях мышечной деятельности / В.Е. Борилкевич. Л. : Изд-во Ленингр. гос. ун-та, 1982. - 97 с.
9. Валик Б.В. Тренерам юных легкоатлетов / Б.В. Валик. М.: Физкультура и спорт, 1974. - 124 с.
10. М.Вакуров С.А. Бег на средние дистанции / С.А. Вакуров. М.: Физкультура и спорт, 1971. - 83 с.
11. Вакуров С.А. Я до сих пор горю на работе / С.А. Вакуров // Легкая атлетика. 1995. - № 7. - С. 10-12.
12. Васильев Г. Легкая атлетика / Г. Васильев, Н. Озолин, И. Сергеев. М. : Физкультура и спорт, 1941. - 88 с.
13. Векилян К.М. Различные варианты использования интервального упражнения в структуре предсоревновательного этапа тренировки (бегунов) / К.М. Векилян // Теория и практика физ. культуры. 1986. - № 1. - С. 17-19.
14. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса / Ю.В. Верхошанский. М.: Физкультура и спорт, 1985. -176 с.
15. Верхошанский Ю.В. Выносливость, как фактор, определяющий движения в циклических видах спорта / Ю.В. Верхошанский // Научно-спортивный вестник. 1988. -№ 1. - С. 15-20.
16. Верхошанский Ю.В. На пути к научной теории и методологии спортивной тренировки / Ю.В. Верхошанский // Теория и практика физ. культуры. -1998.-№6.-С. 44-46.
17. Верхошанский Ю.В. Горизонты научной теории и методологии спортивной тренировки / Ю.В. Верхошанский // Теория и практика физ. культуры. 1998. - № 7. - С. 50-52.
18. Волков Н.И. Влияние интервалов отдыха на тренировочный эффект, вызываемой повторной мышечной работой / Н.И. Волков // Теория и практика физ. культуры. 1962. - № 2. - С. 6-7.
19. Волков Н.И. Биохимические факторы спортивной работоспособности. Биохимия / Н.И. Волков. М.: Физкультура и спорт, 1986. - 330 с.
20. Волков Н.И. Теория и практика интервальной тренировки / Н.И. Волков,
21. A.В. Карасёв, М. Хосни. М.: Воен. акад. им. Ф.Э. Дзержинского. - М., 1995. - 196 с.
22. Волков В.Ю. Оперативный педагогический контроль при подготовки легкоатлетов к соревнованиям: автореф. дис. . канд. пед. наук / Волков
23. B.Ю.; Гос. центр, ордена Ленина ин-т физ. культуры. М., 1985. - 21 с.
24. Волков Л.В. Обучение и воспитание юного спортсмена / Л.В. Волков. -Киев: Здоров"я, 1984. 164 с.
25. Геселевич В.А. Предстартовое состояние спортсмена / В.А. Геселевич. -М.: Физкультура и спорт, 1969. 89 с.
26. Гиппенрейтер Б. С. Восстановительные процессы при мышечной деятельности / Б.С. Гиппенрейтер. М.: Физкультура и спорт, 1961. - 138 с.
27. Гласс Д. Статические методы в педагогике и психологии: пер. с англ. / Д. Гласс, Д. Стенли. -М.: Прогресс, 1976. 496 с.
28. Година Г.И. Особенности тренировки лыжниц на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям / Г.И. Година, B.JI. Кузнецова // Теория и практика физ. культуры. 1976. - № 8. - С. 43-44.
29. Горкин М.Я. Большие нагрузки в спорте / МЯ. Горкин. Киев: Здоровье, 1973.- 112 с.
30. Дедковский С.М Скорость или выносливость? / С.М. Дедковский. М.: Физкультура и спорт, 1973. - 144 с.
31. Димитров Д.А. Исследования непосредственной предсоревновательной подготовки спринтеров: автореф. дис. . канд. пед. наук / Димитров Д.А. ; Гос. центр, ордена Ленина ин-т физ. культуры. М., 1976. - 21 с.
32. Дубинин Г.В. Методические приемы повышения экономичности бега на средние и длинные дистанции у спортсменок: автореф. дис. . канд. пед. наук / Дубинин Г.В.; Всесоюз. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. М, 1988. -24 с.
33. Евтеев В.И. Предсоревновательная подготовка / В.И. Евтеев, А. Макаров, Б. Варшавский // Легкая атлетика. 1977. - № 6. - С. 8-10.
34. Жалов К.Н. Исследования особенностей методики тренировки перед участием в самом главном соревновании: автореф. дис. . канд. пед. наук / Жалов К.Н.; Гос. центр, ордена Ленина ин-т физ. культуры. М., 1973. - 24 с.
35. Желязков Ц. О некоторых постоянно действующих факторах в современной спортивной тренировке / Ц. Желязков // Теория и практика физ. культуры. 1998. - № 11-12. - С. 41-44.
36. Иванов B.C. Основы математической статистики: учеб. пособие для ин-тов физ. культуры / B.C. Иванов. М.: Физкультура и спорт, 1990. -142 с.
37. Ивочкин В.В. Планирование тренировочных нагрузок в многолетней подготовке юных бегунов на средние дистанции J В.В. Ивочкин; Всесоюз. науч.-исслед, ин-т физ. культуры. М., 1985. - 120 с.
38. Инясевский К.А. Принципы подготовки к соревнованиям высококвалифицированных пловцов / К.А. Инясевский. М.: Физкультура и спорт, 1971. - 146 с.
39. Иссурин В. Концепция блоковой композиции в подготовке спортсменов высокого класса / В. Иссурин, В. Шкляр // Теория и практика физ. культуры. -2002.-№5. -С. 1-6.
40. Казлаускас В.А. Предсоревновательная подготовка марафонца / В.А. Казлаускас // Легкая атлетика. 1968. - № 6. - С. 34.
41. Каледин С.В. Развитие физических качеств / С.В. Каледин, М.С. Лукин, Б.А. Ашмарин // Теория и практика физ. культуры. 1958. - № 11. - С. 28.
42. Кароблис П. Тренировка эфиопских бегунов / П. Кароблис Л Легкая атлетика, 1978. - № 12. - С. 28-29.
43. Карпман В.Л. Тестирование в спортивной медицине / В,Л. Карпман, З.Б. Белоцерковский, Н.А. Гудков. М. : Физкультура и спорт, 1987. - 399 с.
44. Каунсилмэн Д.Е. Наука о плавании: пер. с англ. / Д.Е, Каунсилмэн. М.:
45. Физкультура и спорт, 1972. 228 с.
46. Коробов А.Н. Бег на средние дистанции: структура и направленность подготовки / А.Н. Коробов // Легкая атлетика. 1983. - № 11. - С. 6.
47. Костюченко В.Ф. Совершенствование процесса предсоревновательной подготовки бегунов на 800м: автореф. дис. . канд. пед. наук / Костюченко В.Ф. ; Гос. дважды орденонос. ин-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. Л., 1979. - 22 с.
48. Куликов А.М. К развитию общей теории спортивной тренировки / A.M. Куликов, В.В. Рыбаков // Теория и практика физ. культуры. 1999. - № 7. - С. 20-22.
49. Кулаков В.Н. Программирование тренировочного процесса высококвалифицированных бегунов на средние, длинные и сверхдлинные дистанции: автореф. дис. . д-ра пед. наук / Кулаков В.Н. ; Всерос. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. М., 1995. - 39 с.
50. Крючек С.С. Управление подготовкой к соревнованиям бегунов на средние дистанции: автореф. дис. . канд. пед. наук / Крючек С.С. ; Моск. обл. гос. ин-т физ. культуры. Малаховка., 1981. - 23с.
51. Легкая атлетика: учебник для ин-тов физ. культуры / под ред. Н.Г. Озолина, В.И. Воронкина, Ю.Н. Примакова. Изд. 4-е, доп., перераб. - М. : Физкультура и спорт, 1989. - 671 с.
52. Лейник М.В. К учению физиологических основ рационального режима труда и отдыха / MB. Лейник. Киев: Здоров"я, 1951. - 162 с.
53. Лидъярд А. Бег к вершинам мастерства / А. Лидъярд, Г. Гилмор. М. : Физкультура и спорт, 1968. - 151 с.
54. Майфат С.П Контроль за физической подготовленностью юных бегунов в период начальной спортивной специализации: автореф. дис. . канд. пед. наук / Майфат С.П.; Урал. гос. пед. ин-т. Екатеринбург, 2002. - 24 с.
55. Майфат С.П. Контроль за физической подготовленностью в юношеском возрасте / С.П. Майфат, С.Н. Малафеева; Урал. гос. пед. ин-т. -Екатеринбург, 2003. 148 с.
56. Макаров А.Н. Бег на средние дистанции / А.Н. Макаров // Теория и практика физ. культуры. 1938. - № 10. - С. 39.
57. Макаров А.Н. Значение объема и интенсивности тренировочной работы, в развитии выносливости в беге на средние и длинные дистанции: автореф. дис. . канд. пед. наук / Макаров А.Н. ; Всесоюз. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. -М., 1954. 21 с.
58. Макаров А.Н. Бег на средние и длинные дистанции / А.Н. Макаров. М. : Физкультура и спорт, 1973. - 273 с.
59. Макаров Е.В. Приборы и комплексы для психофизиологического обследования / Е.В. Макаров. М.: Мед. лит., 2002. - 68 с.
60. Максименко Г. Н. Управление тренировочным процессом юных бегунов / Г.Н. Максименко. Киев: Здоров"я, 1978. - 180 с.
61. Максимов А.С. Система комплексного контроля бегунов на средние дистанции / А.С. Максимов // Теория и практика физ. культуры. 2000. - № 5. - С. 28-30.
62. Матвеев Л.П. Спортсменам о спортивной форме / Л.П. Матвеев. М.: Физкультура и спорт, 1966. - 134 с.
63. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник для ин-тов физ. культуры / Л.П. Матвеев. М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.
64. Матвеев Л.П. Общая теория спорта: учебник для ин-тов физ. культуры / Л.П. Матвеев. М.: Физкультура и спорт, 1997. - 304 с.
65. Матвеев Л.П. Модельно-целевой подход к построению спортивной тренировки / Л.П. Матвеев // Теория и практика физ. культуры. 2000. - № 2. -С. 28-36 ;№3.-С. 28-37.
66. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты / Л.П. Матвеев. М.: Физкультура и спорт, 2001. - 250 с.
67. Медведев В.Н. Планирование тренировочной нагрузки на этапе непосредственной подготовки / В.Н. Медведев // Оптимизация структуры тренировочного процесса: сб. науч. тр. / Гос. дважды орденонос. ин-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. Л., 1977. - С. 34-36.
68. Мосин И.В. Средневики материал хрупкий / И.В. Мосин // Спорт, жизнь России. 2005. - № 4. - С. 2-3.
69. Мотылянская Р.Е. Выносливость у юных спортсменов / Р.Е. Мотылянская. М.: Физкультура и спорт, 1969. - 223 с.
70. Мякинченко Е.Б. Локальная выносливость в беге / Е.Б. Мякинченко. М. : Физкультура, образование и наука, 1997. - 310 с.
71. Набагникова М.Я. Специальная выносливость спортсмена / М.Я. Набатникова. М.: Физкультура и спорт, 1972. - 261 с.
72. Набатникова М.Я. Основы управления подготовкой юных спортсменов / М.Я. Набатникова. М.: Физкультура и спорт, 1982. - 280 с.
73. Набатникова М.Я. Вопросы оптимизации учебно-тренировочного процесса подготовки юных спортсменов (циклические виды спорта) / М.Я. Набатникова // Сборник научных статей / Всесоюз. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. М., 1986. - С. 167.
74. Нижегородов А.Д. Исследование эффективности различных видов соревнований в связи с воспитанием специальной выносливости велосипедиста: автореф. дис. . канд. пед. наук / Нижегородов А.Д. ; Всесоюз. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. М., 1970. - 22 с.
75. Никитушкин В.Г. Оптимизация тренировки юных спортсменов / В.Г. Никитушкин; Всесоюз. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. М., 1986. - 78 с.
76. Никитушкин В.Г. Система подготовки спортивного резерва / В.Г. Никитушкин; Всерос. науч.-исслед. ин-т физ. культуры; Моск. гор. спорт, объединение. М., 1993. - 319 с.
77. Петровский В.В. Чередование работы и отдыха в спортивной тренировке / В.В. Петровский. Киев: Медгиз, 1959. - 69 с.
78. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов / В.Н. Платонов. М.: Физкультура и спорт, 1986. - 286 с.
79. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте / В.Н. Платонов. Киев: Олимп, лит., 1997. - 584 с.
80. ЮО.Полунин А.И. Подготовка сильнейших бегунов на средние, длинные дистанции и скороходов: метод, рекомендации / А.И. Полунин, П.Ф. Литовченко, Ю.А. Попов; под общ. ред. Воробьева В.Н. ; Всесоюз. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. М., 1987. - 80 с.
81. Полунин А.И. Фрагменты годичного цикла / А.И. Полунин // Легкая атлетика. -1991. -№ 6. С. 29-30.
82. Ю2.Полунин А.И. Теоретико-методические основы управления тренировочным процессом в беге на длинные дистанции при организации самостоятельных занятий: автореф. дис. . д-ра пед. наук / Полунин А.И. ; Рос. гос. акад. физ. культуры. М., 1995. - 30 с.
83. ЮЗ.Полунин А.И. Школа бега Вячеслава Евстратова / А.И. Полунин. М. : Сов. спорт, 2003. - 216 с.
84. Попов Ю.А. Предсоревновательная подготовка / Ю.А. Попов, Ф.П. Суслов // Спорт за рубежом. 1973. - № 4. - С. 34-36.
85. Ю5.Попов В.Б. Юный легкоатлет / В.Б. Попов, Ф.П. Суслов, Е.И. Ливадо. -М.: Физкультура и спорт, 1984. 224 с.
86. Юб.Попов Ю.А. Методика работы Д. Андерсена с бегунами на средние идлинные дистанции / Ю.А. Попов // Научно-спортивной вестник. 1985. - № 2. - С. 7-9.
87. Ю7.Пудов Н.И. Подготовка бегунов в соревновательном периоде / Н.И. Пудов // Легкая атлетика. 1980. - № 11. - С. 24-25.
88. Ю8.Пудов Н.И. Советы бегунам / Н.И. Пудов. М. : Физкультура и спорт, 1983.- 115 с.
89. Ю9.Разные тренировки С. Оветта // Легкая атлетика. 1984. - № 12. - С. 2829.
90. Ю.Разумовский Е.А. У англичан секретов нет / Е.А. Разумовский // Легкая атлетика. 1992. - № 6-7. - С. 20-22.
91. Ш.Разумовский Е.А. Школа Гарри Уилсона / Е.А. Разумовский // Легкая атлетика. -1992. № 9. - С. 42-43 .
92. ПЗ.Селуянов В.Н. Эмпирический и теоретический пути развития теории спортивной тренировки / В.Н. Селуянов // Теория и практика физ. культуры. -1998.-№3.-С. 46-50.
93. Селуянов В.Н. Подготовка бегуна на средние дистанции / В.Н. Селуянов. -М.: СпортАкадемПресс, 2001. -170 с.
94. Смирнов М.Р. Закономерности биоэнергетического обеспечения циклической нагрузки / М.Р. Смирнов; Новосиб. гос. пед. ун-т. -Новосибирск, 1994. 220 с.
95. Пб.Смирнов MP. Теоретические основы беговой нагрузки / М.Р. Смирнов; Новосиб. гос. пед. ун-т. Новосибирск., 1996. - 217 с.
96. П.Смирнов М.Р. "Программирование" или "Построение"? / М.Р. Смирнов // Теория и практика физ. культуры. 1999. - № 12. - С. 43-47.
97. Страж В.А. Изменение метаболических состояний у спортсменов при повторной работе: автореф. дис. . канд. пед. наук / Страж В.А.; Тартуский ун-т физ. культуры. Тарту, 1981. - 22 с.
98. Суслов Ф.П. С чего начинается бег? / Ф.П. Суслов. М.: Физкультура и спорт, 1974. - 168 с.
99. Суслов Ф.П. Бег на средние и длинные дистанции: система подготовки / Ф.П. Суслов, Ю.А. Попов, В.Н. Кулаков. М. : Физкультура и спорт, 1982. -176 с.
100. Суслов Ф.П. Систематизация нагрузок бегунов и скороходов / Ф.П. Суслов, Г. Королев, В.Н. Кулаков // Легкая атлетика. 1986. - № 12. - С, 5-6.
101. Современная система спортивной подготовки // под ред. Суслова Ф.П., Сыча В.Л., Шустина Б.Н. М.: СААС, 1995. - 448 с.
102. Суслов Ф.П. Система соревнований в легкой атлетике на современном этапе развития спорта / Ф.П. Суслов // Лекции семинара ИААФ «Юный атлет». М., 1998. - № 11. - С. 21-42.
103. Суслов Ф.П. Структура годичного соревновательно-тренировочного цикла подготовки: реальность или иллюзия / Ф.П. Суслов // Теория и практика физ. культуры. 1999. - № 9, - С. 57-61.
104. Суслов Ф.П. Подготовка спортсменов в горных условиях / Ф.П. Суслов, Е.Б. Гиппенрейтер. М.: Терра-спорт, 2000. - 186 с.
105. Токарь И.М. В поисках нового / И.М. Токарь // Легкая атлетика. 1966. -№ п.-С. 4-5.
106. Травин Ю.Г. Экспериментальные исследования особенностей тренировки юношей в беге на средние дистанции: автореф. дис. канд. пед. наук / Травин Ю.Г. ; Гос. центр, ордена Ленина ин-т физ. культуры. М., 1965.-23 с.
107. Травин Ю.Г Программирование тренировки бегунов на средние дистанции: лекции для студентов ин-тов физ. культуры / Ю.Г. Травин, С.С. Чернов, Е.П. Борисов; Гос. центр, ордена Ленина ин-т физ. культуры. М., 1980.-69 с.
108. Травин Ю.Г. Предсоревновательная подготовка бегунов на средние дистанции: метод, разраб. для слушателей ВШТ и фак. повышения квалификации / Ю.Г. Травин, С.С. Чернов, В.Д. Карманов; Гос. центр, ордена Ленина ин-т физ. культуры. М., 1981. - 80 с.
109. Травин Ю.Г. Легкая атлетика: подготовка спортсменов по бегу на выносливость и спортивной ходьбе: (поуроч. прогр. для ДЮСШ и спец. школ олимп. резерва) / Ю.Г. Травин; Госкомспорт СССР. М., 1986. - 65 с.
110. Травин Ю.Г. Оптимизация тренировки в группах спортивного совершенствования по бегу на выносливость / Ю.Г. Травин И Сборник научных статей / Гос. центр, ордена Ленина ин-т физ. культуры. М., 1986. -С. 148-158.
111. Травин Ю.Г. Легкая атлетика: особенности тренировки бегунов на средние дистанции в вузе / Ю.Г. Травин, А.Ю. Мулярчикас, С.П. Норкус; Гос. центр, ордена Ленина ин-т физ. культуры. М., 1989. - 189 с.
112. Травин Ю.Г. Легкая атлетика: система подготовки квалифицированных бегунов на средние дистанции: лекции для ФПК, ВШТ и студентов / Ю.Г. Травин; Гос. центр, ордена Ленина ин-т физ. культуры. М., 1991. - 52 с.
113. Травин Ю.Г. Научно-методические основы спортивной тренировки в легкоатлетических видах выносливости: учеб. пособие для слушателей ВШТ, фак. повышения квалификации и студентов Академии / Ю.Г. Травин; Рос. гос. акад. физ. культуры. М., 1995. - 56 с.
114. Травин Ю.Г. Программирование тренировки юных бегунов на средние и длинные дистанции: метод, рекомендации для студентов и слушателей ФПК Академии / Ю.Г. Травин, С.В. Петров, И.К. Латыпов; Рос. гос. акад. физ. культуры. М., 1996. - 89 с.
115. Травин Ю.Г. Факторы, ограничивающие успешность соревновательной деятельности легкоатлета (бегуна): учеб. пособие / Ю.Г. Травин, С.В. Петров
116. Рос. гос. акад. физ. культуры. М., 1996. - 61 с.
117. Уилт Ф. Бег, бег, бег. / Фред Уилт. М.: Физкультура и спорт, 1967. -367 с.
118. Учение о тренировке / под общ. ред. Д. Харре. М.: Физкультура и спорт, 1971.-305 с.
119. Фарфель B.C. Физиологические основы спортивной тренировки: учебник спортсмена / B.C. Фарфель. М.: Физкультура и спорт, 1964. - 268 с.
120. Фарфель B.C. Двигательные способности / B.C. Фарфель // Теория и практика физ. культуры. 1977. - № 12. - С. 27-30.
121. Физиология мышечной деятельности: учебник для ин-тов физ. культуры / под ред. Я.М. Коца. М.: Физкультура и спорт, 1982. - 347 с.
122. Физиология человека: учебник для ин-тов физ. культуры / под ред. Н.В. Зимкина. Изд. 5-е. - М.: Физкультура и спорт, 1975. - 496 с.
123. Филин В.П. Основы юношеского спорта / В.П. Филин, Н.А. Фомин. М. : Физкультура и спорт, 1980. - 226 с.
124. Фомин Н.А. На пути к спортивному мастерству / Н.А. Фомин, В.П. Филин Н.А. М.: Физкультура и спорт, 1986. - 172 с.
125. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта: учеб. пособие для ин-тов и техникумов физ. культуры / В.П. Филин. М.: Физкультура и спорт, 1987.- 188 с.
126. Фольборт Г.В. Вопросы физиологии, процессов утомления и восстановления / Г.В. Фольборт. Киев: Изд-во АН УССР, 1958. - 198 с.
127. Харабуга Г.Д. Непосредственная подготовка к наиболее важным соревнованиям / Г.Д. Харабуга // Теория и практика физ. культуры. 1966. -№ 4. - С. 67-70.
128. Хасин Л.А. Планирование спортивной тренировки с использованием экспертных систем (на примере бега на 800 м): автореф. дис. . канд. пед. наук / Хасин Л.А.; Рос. гос. акад. физ. культуры. М., 2003. - 21 с.
129. Холмер Г. Подготовка бегунов на средние дистанции / Г. Холмер // Спорт за рубежом: бюл. 1960. - № 7. - С. 117.
130. Хоменков Л.С. Учебник тренера по легкой атлетике / Л.С. Хоменков. -М.: Физкультура и спорт, 1987. 258 с.
131. Хосни М. Физиологическая характеристика разных режимов повторной циклической работы: автореф. канд. дис. . биол. наук / Хосни М. ; Гос. центр, ордена Ленина ин-т физ. культуры. М., 1984. - 23 с.
132. Чернов С.С. Режимы тренировочных нагрузок в мезоцикле у спортсменок в беге на средние дистанции: автореф. дис. канд. пед. наук / Чернов С.С.; Гос. центр, ордена Ленина ин-т физ. культуры. М., 1985. - 21 с.
133. П1орец П.Г. Бег с препятствиями / П.Г. Шорец. М.: Физкультура и спорт, 1977. -141 с.
134. Шульгин А.И. Структура и содержание тренировочного процесса у лыжников на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям: автореф. дис. канд. пед. наук / Шульгин А.И.; Моск. обл. гос. ин-т физ. культуры. -Малаховка, 1981. 23 с.
135. Ле Чонг Хоан. Взаимосвязь средств и методов физической подготовки бегунов на 800 м в круглогодичной тренировке: автореф. дис. . канд. лед. наук / Ле Чонг Хоан; Гос. дважды орденонос. ин-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. Л., 1982. - 18 с.
136. Эзекиел М. Методы анализа корреляции, регрессии (линейных и криволинейных / М. Эзекиел, К. Фокс. М.: Статистика, 1996. - 558 с.
137. Якимов A.M. Исследование объема специальных средств, тренировки юных бегунов на средние дистанции: автореф. дис. . канд. пед. наук / А.М. Якимов; Гос. центр, ордена Ленина ин-т физ. культуры. М., 1972. -19 с.
138. Яковлев Н.Н. Биохимия спорта / Н.Н. Яковлев. М. : Физкультура и спорт, 1974. - 288 с.
139. Altitude and conditioning training. European athletics coaches association. Workshop 29-30.04 and 1.05 1994. София: M. Мастер, 1994. - 96 с.
140. Astrand L Intermittent muscular work /1. Astrand, P. Astrand, E. Christensen // Acta Physiol. Scand. 1960. - N 48. - P. 448-453.
141. Astrand P.Q. Testbook of work phisiology. Phsiological basis of exercise / P. Q. Astrand, K. Rodahe. New York: Mc Graw Hill Book Comp, 1977. - 691 p.
142. Christensen E. Intermittent and continious running / E. Christensen, R. Hedman, B. Saltin // Asta Physiol. Scand. 1960. - N 50. - P. 269-286.
143. Counsilman B.E. The residual effects of training / B.E. Counsilman, J.E. Counsilmen // Journal of swimming research. -1991. N 7(1). - P. 5-12.
144. Cumming G. Stroke volume during recovery from supine bicycle exercse / G.Cumming //Journal Appl. Physiol. 1972. - N 32. - P. 373-378.
145. Edman K. The mechanical parameters of miocardical contraction studied at a constant length of the contractic element / K. Edman, E. Nilsson // Asta Physiol. Scand. 1968. - V. 72, N 1-2. - P. 205-219.
146. Edwards R. Cardiorespiratory and metabolic cost of continious and intermittent exercise in man / R. Edwards et al. // Journal Appl. Physiol. 1973. -V. 243.-P.481-497.
147. Endo M. Socialization of native tropomyosin to stration patterns / M. Endo et al. // Journal Biochem (Tokio). 1966. - V. 60, N 5. - P. 605-608.
148. Hermansen L. Anaerobic energy release / L. Hermansen // Medicine and Science in Sports. 1969. - V. 1, N 1. - P. 32-38.
149. Hermansen L. Blood and muscle pH after maximal exercise in man / L. Hermansen, J.-B. Osnes // Journal Appl. Physiol. 1972. - N 32(3). - P. 304-308.
150. Iroy MB. Continuous measurement of ventilatory exchange ratio during exercise / MB. Iroy // Journal Appl. Physiol. -1964. V. 19. - P. 644-652.
151. Karlsson J. Lfctate, AIP and CP in working muscles during exercise in man / J. Karlsson, B.Saltin // Journal Appl. Physiol. 1970. - N 29(5). - P. 598-602.
152. Karlsson J. Oxygen deficit and muscle metabolism in intermittent exercise / Journal Karlsson, B. Saltin // Acta Physiol. Scand. 1971. - N 82. - P. 115-122.
153. Keui J. Herzfreguenz und arterielle Glocose and Lacta tspiegel beim Dauer und Intervall-schwimmen / J. Keui, P. Zippalius, G. Henrich // Deutsch Med.Wschr. 1972. - N 97. - S. 1294-1298.
154. Keul I. Intermittent exercise metabolism, p02 and acid-base equilibrium in the blood /1. Keul, D. Doll // Journal Appl. Phesiol. 1973. - N 34. - P. 220-225.
155. Kindermann W. Anaerobe Energiebere itstellung und Herzfrequenz wahrend und nach verschiedenen Trainingsmethoden des Mitelstrecklers / W. Kindermann, G. Huber, J. Keul //Journal Leistungssport. 1975. - N 1. - S. 66-77.
156. Kjilberg S. R. The relation on the cardiac volume to the weight and surface area of the body, the blood volume and the physical capacity for work / S. R. Kjilberg et al // Asta Radiol. 1949. - N 91. - P. 113-122.
157. Margaria R. Assessment of physical activity in oxidative and anaerobic maximal exercise / R. Margaria // Int. Journal angero. Physiol, einschl. Arbeetsphysiol. -1966. V. 22. - P. 115-124.
158. Naimark A. K. Continuous measurement of ventilatory exchange ratio during exercise / A.K. Naimark, K. Wasserman, M.B. Mc Jroy // Journal Appl. Physiol. -1964. V. 19.-P. 604-608.
159. Rapoco A.V. О treino desportivo. Tendecias metodologicas doterminantes na evolucao dos resultados / A.V. Rapoco. Lisboa: Universidade tecnica, 1998. -175 p.
160. Reindell H. Das Intervaltraining / H. Reindell, H. Roskamm et al. Munchen: Sportarts u. Sportmed 1962. - 49 s.
161. Saltin B. Muscle glycogen, lactate, ATP and CP in intermittent exercise. Muscle metabolism during exercise / B. Saltin, B. Essen. New York ; London: Plenum press, 1971. - P. 419-424.
162. Skinner J. S. The transition from aerobic metabolism / J. S. Skinner, Т.Н. Mc Zellan // Res. Quart. -1980. V. 51. - P. 234-246.
163. Tesch P. A. Muscle capillary supply and fiber type characteristics in weight and power lifter / P.A. Tesch, A. Thorsson, P. Kaiser // Journal Appl. Physiol. -1984.-V. 56.-P. 243-246.
164. Tiryaki G.R. The effect of sodium bicarbonate and sodium citrate on 600 m running time of trained females / G. R. Tiryaki, H.A. Atterbom // Journal Sports Med. and Phys. Fitness. 1995. - V. 35, N 3. - P. 194-198.
165. Vorobjov A. N. Programming sports training with the help of projecting expert systems moving towards excellence AIESEP world convention / A.N. Vorobjov, L.A. Khasin. Atlanta, 1990. - P. 212.
166. Wasserman K. Lactate and related acid base and blood gas changes during constant load and graded exercise / K. Wasserman // Canad. Med. Ass. Journal -1967.-V. 96.-P. 775-779.
167. Wenger H. A. Uptake of H-leucine into different fraction of rat skeletal muscle following acute endurance and sprint exercise / H.A. Wenger, J.G. Wilkinson, T. Nihei // Europ. Journal Appl. Physiol. 1981. - V. 47. - P. 83-92.
168. Бланк шкал самооценки Спилбергера1. ФамилияГруппаДата
169. Мне ничто не угрожает 2 3 4г Я нахожусь в напряжении 2 3 4
170. Я внутренне скован 1 2 3 4
171. Я чувствую себя свободно 2 з 46 Я расстроен 2 3 4
172. Меня волнуют возможные неудачи 2 3 4
173. Я ощущаю душевный покой 2 3 49 Я встревожен 2 3 4
174. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения 2 3 4и Я уверен в себе 2 3 412 Я нервничаю 2 3 4
175. Я не нахожу себе места 2 3 414 Я взвинчен 2 3 4
176. Я не чувствую скованности, напряженности 2 3 41в Я доволен 2 3 417 Я озабочен 2 3 4
177. Я слишком возбужден, и мне не ло себе 2 3 419 Мне радостно 2 3 420 Мне приятно 2 3 4
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.
Ни для кого не секрет, что олицетворением бега на два круга в России (в недавнем прошлом в мире в целом) является непревзойденный Юрий Борзаковский. Сказанное очевидно, хотя бы благодаря тому факту, что за новейшую историю России в копилку нашей страны на чемпионатах мира и олимпийских играх мужская сборная команда России в индивидуальных беговых дисциплинах внесла 8 медалей различного достоинства, 7 из которых были завоеваны исключительно понятно Кем. Единственное, тоску наводит то обстоятельство, что спеша неумолимо время мчится и никто не вечен, а за Ю. Борзаковским следует только пустота и глазу не на ком остановиться (эпизодические успехи остальных наших бегунов на 800 метров на сегодняшний день, как то даже выполнение норматива на мир или олимпиаду, настолько эпизодические, что рассматривать их серьезно - несерьезно, при всем желании).
Тем не менее, Ю. Борзаковский "вырос не в голом поле" и в истории отечественного бега на 800 метров были достойные представители, достаточно вспомнить, что в нашей стране официально шесть человек выбегали из 1.45.00. Анализ спортивной статистики позволяет сделать вывод, что временем самой острой конкуренции в нашей стране в беге на 800 метров была середина 80-х годов XX века - в диапазоне 1.44.25 - 1.46.20 бежало сразу 13 человек! Данный факт говорит о многом согласитесь и об уровне развития советского спорта (вопрос фармы опускаем) и о том минимум, что по силам нашим ребятам на сегодняшний день - это хотя бы регулярно отбираться на мир и олимпиаду, и о наличии традиций в беге на два круга в нашей стране.
Предлагаем вспомнить имена двух замечательных отечественных спортсменов, помимо Ю. Борзаковского, становившихся призерами олимпийских игр на дистанции 800 метров.
Николай Киров (личный рекорд - 1.45.11). Выступал в годы безоговорочного «царствования» легендарных британцев Стива Оветта и Себастьяна Коэ и на Олимпийских играх 1980 года стал вслед за ними бронзовым призером. В финальном забеге, первым выйдя на финишную прямую, Н. Киров проиграл С. Коэ и С. Оветту 0.1 и 0.6 соответственно.
Николай Киров (на фото крайний справа) на финише финального забега на 800 метров на Московской олимпиаде 1980 года.
Евгений Аржанов (личный рекорд - 1.45.30). Единственный бегун на 800 метров в истории нашей страны соизмеримый по таланту с Ю. Борзаковским. Какие-то миллиметры отделили Е. Аржанова от золотой медали, а нашу страну заставили ждать более 30-и лет для появления своего собственного олимпийского чемпиона на 800 метров. На Олимпийских играх 1972 года Е. Аржанов занял второе место (именно "занял, а не завоевал" по личному выражению самого Е. Аржанова), проиграв американцу Дэвиду Уоттлу на финише всего 0.02. Финальный забег мюнхенской олимпиады на два круга и по сей день является одним из самых ярких событий в мировой легкой атлетике и драматичных (если не трагичных) событий в истории отечественной легкой атлетики. К слову данный забег является чуть-ли не полной копией всем известного победного забега Ю. Борзаковского на Олимпиаде 2004 года, правда в этот раз с печальным для отечественного болельщика итогом. Краткой предысторией указанного выше финального забега является тот факт, что за предшествующие ему 4 года Е. Аржанов не проиграл ни в одном из стартов, в которых принимал участие, поэтому вопрос о главном претенденте на победу на дистанции 800 в олимпийском Мюнхене 1972 отпадал сам собой. Интересно как сам Е. Аржанов описывает финальный забег: "Знаете, уже четверть века прошло, а сердце до сих пор сжимается, когда вспоминаю тот день. В Мюнхен я ехал не просто сильнейшим - на голову был выше всех. Это-то меня и погубило. Я же проиграл из-за своей самоуверенности. Бег на 800 метров - это скоростная дистанция. Спортсмены бегут не по своим дорожкам, как на 400 метров, а группой. Тебя могут толкнуть, зацепить за ногу. Упадешь - все, уже никого не догонишь! Поэтому сразу убежал на 300 с лишним метров. Я был настолько сильным, что позволял себе делать все, что угодно. Просто решил оградить себя от случайностей, оторваться от греха подальше.
За восемьдесят метров до финиша я оглянулся в последний раз. Основные соперники (два кенийца и американец) были еще далеко - в метрах 15-ти. Ну и больше я не оборачивался. Стадион орет, там около 80 тысяч болельщиков собралось. А тут меня американец догонять начал. Самое страшное, что он меня настиг (я его периферическим зрением увидел) в фазе полета, когда я в последний раз перед финишем оттолкнулся. Я уже ничего не мог сделать. Последний толчок и... Если бы он меня достал чуть-чуть раньше, я бы его увидел и смог бы оттолкнуться посильнее и упасть на ленточку...После финиша долго не могли решить, кто первый. У меня была голова впереди, рука... Даже фотофиниш не мог определить. Очень долго не зажигалось табло. Со стороны нашей делегации мне кричали: "Первый! Первый!" Остались фотографии, где я руку поднял - первый! Но я не был уверен, что выиграл. Долго решали. Спорили-спорили и таки отдали победу американцу. У Дэвида Уотла впереди была часть груди, у меня - головы. При одинаковых результатах - 1 минута 45,9 секунды - первенство отдали ему. Вручать две золотые награды тогдашний регламент не разрешал.
Для меня это стало настоящей трагедией. Быть на голову выше, всю дистанцию лидировать, так сильно оторваться и чтобы вот так обидно проиграть - всего на какой-то миллиметр!.. Но что сделаешь? Конечно, олимпийский чемпион - это не второе место. Второе - это уже п-пф-ф..."
На вышеприкрепленных фото и видео запечатлен драматичный (если не трагичный) финиш финального забега на 800 метров на Мюнхенской олимпиаде 1972 года.
PS: в свете последних событий, связанных с именем Галена Раппа, хочется верить, что средние и длинные бега на олимпиадах и мировых форумах не будут превращаться в африканские страсти, и мы дождемся того времени, когда Россию в них будут достойно представлять наши ребята (не натурализованные угольки, а именно наши), как то делали В. Куц, П. Болотников, Е. Аржанов, Н. Киров и Ю. Борзаковский!