Любовь Изотова
Роль народной сказки на занятиях по физической культуре
В современном мире на смену увлекательным коллективным играм, пришли компьютерные. У детей все меньше остается времени для подвижных игр, прогулок, общения со сверстниками. Двигательный режим в дошкольных учреждениях позволяет восполнить лишь 55-60% естественной потребности детей в движениях. Нарушение баланса между игрой и другими видами детской деятельности, между разными видами игр (подвижными, спокойными, индивидуальными и совместными) негативно сказывается как на состоянии здоровья, так и на уровне развития двигательных способностей дошкольников. В подавляющем большинстве, дошкольники страдают дефицитом движения, в результате чего у них исчезает интерес к занятиям физической культурой .
На мой взгляд, сформировать у детей интерес к физической культуре и спорту , повысить потребность в естественной двигательной активности, можно с помощью составления двигательных сказок на занятиях по физической культуре .
Двигательная сказка – это (комплекс) система физических упражнений , объединенных одной сюжетной линией и направленных на совершенствование двигательных умений и навыков.
Составлять сказки можно в любой части занятия : как в процессе всего занятия , так и в отдельных его частях (разминка, общеразвивающие упражнения, основные виды движений) . Это зависит от поставленных задач занятия , формы его проведения, подготовленности детей и взрослого. Также двигательные сказки «бодрящей» гимнастики в утренние часы.
Эффективно в процессе составления сюжета двигательных сказок , предлагать детям различные образно-подражательные движения. Приемы подачи детям подражательных движений могут быть разными, это зависит от сложности движения и образа. Например, можно сначала назвать образ, а потом показать подражательное движение и попросить детей угадать образ, а показ осуществлять с объяснением движения разных частей туловища. Например : «лягушка» - передние лапки (руки) ставит рядышком, между ног, а задние (ноги) расставляет широко. «Зайка» - ушки может навострить, а может опустить, лапки может прижать от страха, а может поставить важно в бока.
Можно составлять двигательные сказки уже хорошо знакомого содержания детям или придуманные взрослым, а также самими детьми. Главная задача таких сказок – выделить и определить движения персонажей. Например, Красная шапочка может идти вприпрыжку или собирать цветы по пути к бабушке, может перейти через речку или перепрыгнуть через ручей, пролезть под упавшим деревом и т. д. Интересно предлагать детям изменять характер 1-2 героев. Например, что было бы, если бы Красная шапочка встретила доброго волка, а сама Красная шапочка была бы очень капризной. После того, как дети усвоят этот прием, можно предложить им ввести в сказку новых героев . Например, Красная шапочка встретила по пути хитрую лису и доброго волка, которая хочет выманить у девочки пирожки, а волк старается помочь девочке донести пирожки до бабушки. При составлении сказок по знакомым сюжетам (старая сказка с новым концом ) . У сказки сказки «Репка» - плохой конец, а у сказки «Теремок» итог может быть хороший и т. д. Иными словами, говоря : «сказка -средство формирования интереса к двигательной активности», имеется в виду не только творчество детей, но профессиональное творчество педагогов. Здесь в частности, подразумевается гибкое, вариативное использование предлагаемых
Вся работа по развитию двигательного творчества проходит несколько этапов :
На первом этапе в группе воспитателем с детьми проводится определенная работа :
Знакомство с содержанием сказки ;
Определяется количество персонажей, их характеристики;
Происходит придумывание и показ не повторяющихся двигательных образов в соответствии с характерами героев;
Предлагается изменение сюжета сказки .
Соотношение и выполнение двигательных действий и физических упражнений по рисункам и схемам.
На занятиях по физической культуре , дети знакомятся с правильным выполнением упражнений – двигательных сказочных образов , с помощью образно-подражательных движений в игровой форме. Для облегчения запоминания сюжета и воспроизведения двигательных образов в двигательной сказке , предлагается использовать рисунки или карточки-схемы.
Лучше если в течение месяца работать над одной сказкой , так как предварительная подготовка требует больших временных затрат и определенных знаний и двигательных умений и навыков от детей.
Этот этап длится в зависимости от навыков и умений детей, от объема разученных движений-образов, требуемых к той или иной сказке .
На втором этапе инструктор с детьми занимается составлением двигательной сказки , изменяя сюжет знакомой сказки , или придумывая новую сказку . Идет закрепление и совершенствование техники разученных упражнений, а также вырабатывается умение выполнять разученное упражнение в разных условиях. Ребенку предлагается показывать (изображать в движениях) некоторые сюжетные сценки, в которых они, исполняя роль какого-либо персонажа, взаимодействуют с другими персонажами. Создается образная игровая ситуация, это помогает малышам более или менее самостоятельно искать и находить выразительные средства для передачи характера персонажа, его настроения взаимоотношений с другими действующими лицами. Важно, чтобы найденные движения не были «единственным решением» . Пусть ребенок попытается придумать варианты. Составлять сказки можно в любой части занятия : как в процессе всего занятия , так и в отдельных его частях (разминка, общеразвивающие упражнения, основные виды движений, подвижные игры). Это зависит от поставленных задач занятия , формы его проведения, подготовленности детей и взрослого. Двигательные сказки могут использоваться в качестве «бодрящей» гимнастики в утренние часы.
1. По форме двигательные сказки схожи с краткими образными сюжетными рассказами . В сюжет сказки можно включать разные игры, в том числе игры-эстафеты и спортивные игры. Особую ценность имеют сюжетные игры с большим количеством ролей и, соответственно, возможностями индивидуального появления творчества. Например, игры «Совушка» , «День и ночь» , «Сделай фигуру» и др.
2. Основным условием развития двигательного творчества при обучении физическим упражнениям на занятиях по физическому воспитанию (основным видам движений, общеразвивающим упражнениям) является достаточный двигательный опыт детей. Наличие двигательных навыков позволяет свободно использовать их в своей многообразной деятельности, проявляя самостоятельность в изменении характера, способов действия в зависимости от условий.
3. Продумывая задания для составления двигательных сказок , важно создать положительный психологический климат занятия , учитывая следующие особенности :
Возрастные и психофизические особенности детей в группе;
Использование разнообразных приемов психологического воздействия и стимуляции двигательной активности детей;
Общее самочувствие детей, в соответствии с погодными условиями;
Разумное соотношение нагрузки на организм;
Соблюдение педагогического такта.
4. Эффективно использование методов проблемного обучения.
Например : как пройти Красной шапочке, если на пути волк? (Переплыть через реку – волк не умеет плавать. Или где мышкам раздобыть сыр? - В кладовке. Как туда попасть? Подняться по мостику, и т. д.) Игровая форма упражнений поддерживает устойчивый интерес к их выполнению. Постоянный эмоционально-положительный фон обучения способствует более прочному усвоению изучаемого материала.
5 Додумывание, достраивание, изменение образов, ситуаций, сюжетов с помощью детей.
6. Можно составлять сказки уже хорошо знакомого содержания детям или придуманные инструктором, а также самими детьми. При составлении сказок по знакомым сюжетам , можно придумать различные ситуации (старая сказка с новым концом ) . У сказки может быть как хороший, так и плохой итог. Например, у сказки «Репка» - плохой конец, а у сказки «Теремок» итог может быть хороший. Детям предлагается придумать свое окончание к народным сказкам : «Курочка Ряба» , «Репка» , «Колобок» , «Волк и семеро козлят» . Иными словами, говоря : «сказка -средство формирования интереса к двигательной активности», подразумевается гибкое, вариативное использование предлагаемых сказок на физкультурных занятиях в двигательно-игровой деятельности, а также в других видах.
7. Во время сочинения двигательных сказок педагог создает условия для реализации потребностей ребенка, предметно-развивающую среду, комфортную психологическую атмосферу, всемерно поощряет успехи ребенка.
8. Во время придумывания двигательных сказок важно использовать игровые приемы (путешествие в сказку , визит сказочных героев , сказочные мотивации (сделай как герой сказки , помоги герою и т. д.) .
Хочется отметить, что составление двигательных сказок вызывает потребность и желание у детей заниматься физической культурой , создает положительный психологический настрой на занятии . Все это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию. И самое главное - дети с интересом ждут следующего физкультурного занятия .
Литература :
Бочарова Н. И. Физическая культура дошкольника в ДОУ . - М., 2007.
Волошина Л. Н. Играйте на здоровье! - М., 2004.
Горькова Л. Г., Обухова Л. А., Занятия физической культурой в ДОУ . – М., 2005.
Ефименко Н. Е. Театр физического развития и оздоровления. - М., 1999.
Овчинникова Т. С., Потапчук А. А. Двигательный игротреннинг для дошкольников. – СПб., 2002.
Слуцкая С. Л. Танцевальная мозаика, (хореография в д/с) . - М., 2006.
Степаненкова Э. Я. Творческая направленность деятельности детей в подвижных играх. - М., 2005.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Сказка»
Конспект открытого занятия
по ОО «Физическая культура»
на тему: «Путешествуем по сказкам»
инструктор по ФК, первой КК
Лаухина Т.А.
с.Становое
январь 2015
Цель: Воспитание потребности в занятиях физической культурой.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить технику выполнения ходьбы и бега врассыпную, ползания по гим.скамейке; прыжки без остановки через препятствия;
- учить согласовывать действия с поэтическим текстом;
- соблюдать и выполнять правила игр.
Развивающие:
- Развивать стремление детей в желании сохранять и укреплять своё здоровье
- Развивать выносливость, смелость.
- развивать умение выполнять движения в соответствии с текстом,
Оздоровительные
- Закрепить умение детей выполнять упражнения укрепляющие свод стопы, формирующие навыки правильной осанки
- Закреплять умение правильно выполнять дыхательные упражнения.
Воспитательные:
- воспитывать потребность к ежедневным занятиям физическими упражнениями;
- воспитывать позитивные качества характера: находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, сила воли, целеустремлённость, эстетические потребности личности ребёнка.
Тип. Физкультурно-оздоровительное.
Вид. Физическое развитие.
Мотивация.
Форма проведение . Путешествие по сказкам.
Время проведения. 30 мин.
Оборудование:
ТСО : мультимедийная установка, музыкальный центр, диск с музыкой.
Методы и приемы: введение в воображаемую ситуацию, создание игровой ситуации. Использование ТСО
Наглядные: показ инструктора
Словесные: художественное слово, указания, вопросы, поощрения;
Практические : выполнение упражнений
Индивидуальная работа: - регулировать двигательную нагрузку детей в зависимости от физического развития ребенка;
Предварительная работа:
Здоровьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, самомассаж
Музыкальное сопровождение:
Образовательные ресурсы:
Вавилова Е. Н. Укрепляйте здоровье детей: Пособие для воспитателя детского сада.
Кудрявцева В.Т. «Развивающая педагогика оздоровления.
Утробина К.К. «Занимательная физкультура для дошкольников».
Спутник руководителя физического воспитания, под ред. С. Филипповой. 2007.
Интернет ресурсы
Форма одежды: спортивная(белые футболки, темные шортики, носочки)
Кол-во детей: 12
Место проведения : спортивный зал
Ход занятия:
Дети входят в зал, выстраиваются в колонну.
Нале-во! - Равняйсь! - Смирно!
Инструктор читает стихотворение «Движение – жизнь».
Движенье – жизнь и красота,
Здоровый дух и цель ясна:
Беги от лени и болезней,
Спорт для здоровья – всех полезней.
Как научить здоровым быть
И физкультуру полюбить?
А просто, сделай что-то сам
И подари всё малышам.
Приходит вывод без сомненья:
(вместе с детьми) «Здоровье – жизнь,
А жизнь – движенье! »
Инструктор. Ребята, как вы думаете, что значат слова «Жизнь движение» Высказывания детей
Я предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие за движениями по удивительной стране, которой нет ни на одной карте мира, по стране, где царствуют мир, добро, красота, где невозможное становится возможным, если на помощь приходят верные и надёжные друзья! Вы, конечно, догадались, что я предлагаю совершить путешествие в страну…..
Сказок, « за тридевять земель, в тридевятое царство». Время в этой стране бежит или сказочно быстро или, наоборот, тянется очень медленно, « долго ли, коротко ли…». Действие легко переносится из настоящего в будущее. Дорога будет очень трудной. Вам предстоит преодолеть разные препятствия. Нужно быть осторожным, там много неожиданностей.
Какие качества нам помогут преодолеть этот трудный путь? (Высказывания детей. Смелость, выносливость, сила, смекалка, дружба, хорошее настроение и т.д.).
Инструктор . Правильно ребята. Мы должны быть внимательными, сильными, ловкими и смелыми. А для этого необходимо собраться с силами и размять мышцы.
Все собрались?
Все здоровы?
Путешествовать по сказкам готовы?
Инструктор. Но как мы попадем в сказочную страну?
(дети высказывают свои предложения)
Инструктор: Вы правы, путешествовать можно отправиться на любом транспорте, пойти пешком, но мне кажется, будет удобнее путешествовать на ковре самолете. Согласны?
Воспитатель: А вот и наш ковер самолет. Оказывается, он волшебный и сможет взять только самых дружных ребят. Как вы думаете, он вас возьмет? Тогда рассаживайтесь поудобнее, возьмите своего друга за руку, закройте глаза, взлетаем. (слышится звук ветра).
Слайд (сказка теремок)
Инструктор . А вот и первая остановка. Как вы думаете, что это за сказка?
Правильно ребята, «Теремок». Предлагаю отправиться вместе со зверушками на новоселье в теремок
I. Вводная часть.
- Обычная ходьба.
- Вот лиса вышагивает важно - Ходьба на носках.
- медведь косолапый идет, переваливается - Ходьба на наружной стороне стопы.
- мышка семенит по тропинке - Ходьба мелким шагом.
- серый волк скачет широкими прыжками - Ходьба широким шагом.
- Спешат звери, торопятся в теремок - Бег в умеренном темпе.
- Заинька тоже скачет на новоселье - Прыжки на двух ногах с продвижением вперед.
- Идут зверушки, торопятся - Ходьба обычная.
- Лягушка спешит, перепрыгивая с кочки на кочку - Прыжки из обруча в обруч.
- Спешат звери, боятся опоздать - Ходьба обычная
Увидели теремок, обрадовались.(мимическое упражнение)
Подошли к теремку, полюбовались, решили поселиться в нем и отметить новоселье: веселиться, плясать, в любимые игры играть.
II. Основная часть.
Инструктор. Ой! Ребята! Смотрите! Волшебный клубок, он нам может пригодиться.
За клубочком мы пойдем
И задание найдем.
А вот и следующая сказка. Слайд (сказка колобок)
Инструктор бросает клубок, к заранее подготовленной коробке. В коробке лежат мячи.
(Дети выполняют упражнения под музыку про колобка)
ОРУ с мячом
1.«Жили-были дед и бабка на полянке у реки »
И. п. – ноги вместе, руки с мячом внизу.
Вот такой высокий дед
Дети поднимаются на носки, мяч вверх.
И вот такая бабка!
Опускаются на пятки, мяч вниз. 4 раза
2. «Дед и бабка лепили колобки»
И. п. – ноги на ширине плеч, руки с мячом прижаты к груди.
1- повернуть туловище вправо;
2- вытянуть руки;
3- И. п. Повторить то же в другую сторону. Выполнять упражнение 2 -3 раза в каждую сторону.
3. «Спрячем колобки »
И. п. – ноги врозь, руки с мячом за головой.
1-2- руки поднять вверх, наклониться вперед, посмотреть на мяч, сказать «Вот»
3-4- И. п. 4 раза
4. «Положили колобок студиться на лавку»
И. п. – ноги на ширине плеч, руки с мячом перед грудью.
1- присесть,
положить мяч на пол;
2- встать, руки на пояс;
3- присесть, взять мяч в руки;
4- И.П. 4 раза
Упражнение на восстановление дыхания:
Подуем на плечо, подуем на другое,
Подуем на живот, а потом на облака.
Быстро потянулись,
И мне улыбнулись.
Выполняется ходьба друг за другом, во время которой дети складывают мячи в корзину.
Гимнастика для глаз.
Открываем глазки - раз,
А зажмуриваем - два.
Раз, два, три, четыре,
Раскрываем глазки шире
А теперь опять сомкнули,
Наши глазки отдохнули.
ОВД
(способ выполнения – поточный, первая подгруппа выполняет задание с воспитателем) слайд (сказка Муха – Цокотуха)
1. «Приходили к Мухе блошки,
Приносили ей сапожки»
Прыжки без остановки через гимнастические палки, положенные на расстоянии 80см друг от друга;
- «Тут букашки и козявки
Выползают из-под лавки»
Подлезание под гимнастической скамьей на животе.
3. Музыканты прибежали,
В барабаны застучали.
Бом! бом! бом! бом!
Бросание вдаль мешочков с песком.
(Вторая подгруппа детей выполняет метание вдаль с инструктором. Следить за правильным и.п. и замахом из-за головы).
Хороводная игра «Дети и персонажи сказок».
Дети встают в круг. Некоторым из них надевают шапочки- маски лисы, зайца, волка. Под мотив русской народной песни «Пойду ль я, выйду ль я» дети, взявшись за руки, идут по кругу.
Видят, скачет по лужайке быстроногий серый зайка.
И сейчас же зайчику погрозили пальчиком:
«Убегай малыш скорей! И не бойся ты детей!»
В середину круга выпрыгивает ребёнок в маске зайца. Дети грозят пальцем. «зайчик» прыгает по кругу и встаёт на своё место. Идут по кругу.
Дети по лесу гуляли, ягоды в траве искали.
Видят, вышла на опушку лиска, рыжая подружка.
Все захлопали в ладоши и сказали ей построже:
«Ты, лисичка, убегай и ребяток не пугай!»
Ребёнок в маске лисы на носочках пробегает по внутреннему кругу и встаёт на место. Дети хлопают в ладоши. Идут по кругу.
Дети по лесу гуляли, ягоды в траве искали.
Видят, вот крадётся волк. Он зубами щёлк да щёлк.
Все ребята задрожали и от волка убежали.
Быстро бегают друзья, их догнать никак нельзя.
В круг широким шагом забегает ребёнок в маске волка. Дети начинают дрожать. Разбегаются от волка.
III. Заключительная часть.
Инструктор. Путешествуя по сказкам, мы совсем забыли про время, а ведь нам пора возвращаться домой. Страна Сказок – удивительная страна, каждый из вас найдёт здесь полюбившуюся сказку.
Перед тем как нам вернуться, давайте немного отдохнем и сделаем небольшой массаж.
Дети берут массажных ёжиков и садятся на пол по кругу. Фоном звучит тихая музыка.
1. Массаж кистей рук:
Ёжик, ёжик, ты колючий, Покатайся между ручек.
2. Массаж правой и левой руки:
Двигаем ёжика вверх и вниз сначала по одной руке, затем по другой, слегка надавливая на мяч (от кисти к плечу и обратно).
3. Массаж груди:
Ёжика двигаем ладошкой по кругу на груди.
4. Массаж спины:
Дети поворачиваются по кругу и пододвигаются ближе друг к другу, так чтобы каждый ребёнок дотягивался до спины соседа. Дети делают массаж спины друг другу – двигают ёжиков вверх вниз, затем по кругу. По сигналу дети поворачиваются в другую сторону и снова делают массаж спины.
5. Массаж ног:
Дети снова садятся на пол лицом в круг, вытягивают ноги. Делают массаж сначала правой ноги, затем левой.
6. Массаж стоп:
Положить ёжика на пол, прижать его правой стопой, подвигать вперёд-назад, слегка надавливая. То же левой стопой.
Инструктор. Ребята, чтобы ковер-самолет быстрее летел нужно произнести волшебные слова. Запоминайте, произносить их надо четко, громко, чтобы волшебство удалось.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу - в сказку очень я хочу. (Хлопаем в ладоши)
Ча-ча-ча, ча-ча-ча - сказочка волшебная. (Топаем ногами)
Ча-ча-ча, чу-чу-чу - в садик я уже лечу!
(Махи руками, повторяем несколько раз, можно - индивидуально)
Инструктор. Вот мы в сказке побывали.
Много нового узнали.
А теперь мы всей семьей
Воротилися домой!
Подведение итогов занятия.
Сказка пробуждает физическую активность ребенка: она настраивает на участие, сопереживание, внимание Ребенок знакомиться с литературным произведением, осмысливает происходящий замысел сказки, выбирает понравившегося персонажа и в действии проходит весь путь с героем произведения. Важно чтобы выбранная роль была сыграна в характере персонажа, а также без технических ошибок в исполнении спортивных постановок. В предлагаемой сказке «Заяц-чемпион» яркое противопоставление добра и зла, труда и лени, здорового образа жизни и пассивного отношения к своему здоровью.
ЦЕЛИ :
- создание необходимых условий для развития творческой, самостоятельной физической активности учащихся в спортино-театрализованной сказке;
- сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них привычки к здоровому образу жизни, реализация потенциальных возможностей физического совершенства, посредством творческой самореализации.
ЗАДАЧИ :
- формировать и совершенствовать двигательные умения и навыки;
- воспитывать потребность в здоровом образе жизни;
- способствовать развитию выразительности и раскрепощенности в физических упражнениях и хореографических этюдах;
- развивать физические качества, внимание, двигательную память, умение слышать музыку и согласовывать с ней свои движения;
- формировать потребность в двигательной активности, интерес к физической культуре и спорту
- развивать выразительность и точность выполнения движений в соответствии с изображаемым образом.
ИННОВАЦИОННОСТЬ МЕТОДИКИ заключается в том, что в работе используются элементы из следующих видов спорта: художественной гимнастики, спортивной гимнастики, спортивной аэробики, акробатики, легкой атлетики доступные возрастной категории учащихся. На основе изученных элементов, серии упражнений, составляются спортивные композиции. Исполняются в разных музыкальных жанрах (этюд, танец, реп, и т.д.), которые используются на различных мероприятиях как внутри школы «Гимнастический вечер», «На арене цирка» и т.д. Так же на городских и районных концертах « День Защитника Отечества», «8 Марта», фестиваль «Улыбка», турнир имени Степана Разина и др. Для спортивного, творческого совершенствования используется - сказка. Воспитанники чувствуют, понимают, оценивают поступки персонажей сказочного произведения. С помощью спортивных упражнений, жестов и мимики создают образы героев, выражая свое отношение к ним. Пропагандируют здоровый образ жизни и занятия спортом.
ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ.
Участвуют в сказке мальчики и девочки, возраст 6 - 7лет.
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ, ПОДХОДЫ.
Обучающийся учится свободно управлять своим телом. Ему интересно и увлекательно выполнять спортивные, танцевальные, ритмические упражнения с использованием музыки. В процессе движений дети передают образы животных с творческим подходом, движения и упражнения выполняются соответственно характера персонажа, каким его видит воспитанник.
Данная методика:
- раскрепощает детей;
- расширяет сферу физических, эмоциональных и мыслительных возможностей;
- развивает самостоятельное творческое воображение;
- развивая физические способности, воспитанникам предоставляется возможность по своему интерпретировать роль, совершенствовать импровизационные качества;
- используется стремление каждого ребенка быть включенным в общее дело;
- каждому дошкольнику дается посильная физическая нагрузка при распределении ролей.
Принципы:
- научности (использование научно-обоснованных и апробированных программ);
- доступности (используются здоровьесберегающие технологии в соответствии с возрастными особенностями воспитанников);
- активности (участие в поиске эффективных физкультурно-оздоровительных методов с целью включения каждого воспитанника в активную деятельность.);
- системности (реализация комплекса спортивно-оздоровительных мероприятий);
- целенаправленности (выполнение поставленных целей);
- оптимальности (сбалансированные величины психофизической нагрузки);
- адресности (система физкультурно-оздоровительной работы в МДОУ).
НЕОБХОДИМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ :
Декорация: 2 дерева, 2 елки, домик зайца, березка, грибы, искусственная зелень, гамак, цветы. Лента с надписью «Чемпион», кулек конфет. Костюмы персонажей заяц шорты, майка, маска и хвостик зайца. Ежи- 2 цилиндра, брюки, майки, накидки ежей. Лисицы-маски, хвостики, кофточки, юбки, гольфы. Белки- 2 платья с беличьими хвостами. Чешки для всех героев. Гном - шаровары, рубашка, пояс, парик, усы с бородой, колпачок, туфли. Ритмические инструменты «орешки», скакалки, гимнастические палки, шары, обручи, шарфики из органзы, маленькие обручи (по количеству героев).
Технические средства: музыкальный центр, фонограммы.
УРОВЕНЬ И СТЕПЕНЬ ВНЕДРЕНИЯ РАЗРАБОТКИ В ПРАКТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Данная методика была создана, внедрена и апробирована, данным тренером-преподавателем. Представлена на районном методическом объединении «Растем здоровыми» для инструкторов физического культуре и тренеров -преподавателей. Её используют в своей работе инструктора, учителя, тренеры-преподаватели по физической культуре города и района. Данное мероприятие было представлено на районной антинаркотической акции « Здоровье нации - в наших руках!»
ДОСТИГНУТЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ .
Учащиеся являются активными пропагандистами здорового образа жизни и спорта. Участвуют в ежегодной районной акции « Здоровье нации - в наших руках!», в рамках ежегодного школьного проекта «Мы за здоровый образ жизни!» и многих других городских и районных мероприятиях. Приобщая зрителей к здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом.
СПОРТИВНАЯ СКАЗКА « ЧЕМПИОН»
Звучат позывные сказки. Входит гном .
Гном:Житель я лесной друзья
Гномиком зовут меня
За здоровьем я слежу.
Вас хотите, научу.
Утром делаю зарядку, водою закаляюсь,
Питаньем занимаюсь.
Если буду я лениться, то недолго превратиться…
А в кого? Вы хотите, расскажу я сказочную историю
Называется она «Чемпион».
Из домика выходит заяц, потягивается, идет к гамаку
Заяц:В лесу на солнечной опушке
Жил заяц в маленькой избушке.
Был заяц в прошлом чемпион
Да только заленился он.
Заяц:Ах, березы, ах осины жизнь привольная моя
Самый быстрый, самый сильный,
Самый ловкий заяц, я!
Хорошо весь день в теньке
Мне качаться в гамаке
На полянку выбегают белки.
Белки:Заяц серенький, привет!
Заяц:Привет! Привет!
хотите конфет?
Белки:Мы конфеты не едим
Да к тому же мы спешим.
Время быть на тренировке
Занимаемся мы ловко.
Заяц:Что еще за тренировка?
Вам не занимать сноровки
Сверху-вниз, снизу - вверх
Закружили просто всех.
Белка 1:Просто могут все скакать,
Заяц:Вот еще, зачем наука?
Левой, правой просто скука!
Белка 2:Ну и глупый ты косой
Вот смотри пример простой.
Я от спорта стану стройной, ловкой, смелой и проворной…
Заяц:и конечно конопатой, рыжей и еще лохматой.
Белка 3:Ты зачем нас обижаешь?
Видно ты совсем не знаешь,
Как умеем мы скакать
И орешками играть
Белка 4:Веселей крутись скакалка!
Где скакалка - там закалка!
Белочки выполняют упражнения с ритмическими орешками и скакалками.
Уходят с полянки.
Заяц:Ой, смотрите поскакали
Только пятки замелькали.
На полянку выходят ежи.
Ежи:Добрый день, тебе косой,
Ты чего сегодня злой.
Заяц:Белки тут воображали
На скакалочках скакали
Да, забыли, что пардон
Я по бегу чемпион.
Еж 1:Это было прошлым летом,
А сейчас ты ешь конфеты!
Еж 2:Может форму, потерял!
Заяц:Ну-ка, кто это сказал?
Вот читай-ка «Чем-пи-он»
Покорил я стадион.
Еж 1:Да, вопросов больше нету!
Заяц:На вот лучше съешь конфету.
Еж 2:Съесть конфету мне не долго
Только мало в этом толку.
Едим мы овощи и фрукты
Вот отличные продукты.
Потому что витамины
Нам дают заряд спортивный.
Ежи выполняют спортивный танец
Заяц:Ох, и сильные вы стали.
Ежи:Так пойдем скорее с нами.
Заяц:Не охота, у меня разболелась голова.
Я прилягу на бочок
Ну-ка, где мой гамочок.
Ежи уходят. Выбегают лисы выполняют спортивный танец с обручами.
Конспект физкультурного занятия по сказке «Теремок»
Перевезенцева Галина Евгеньевна, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД Центр детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов) г. Луховицы.Описание материала: представляю вашему вниманию конспект отчетного физкультурного занятия по сказке «Теремок», которое направлено на физическое развитие детей. Данный материал будет полезен воспитателям, инструкторам по физической культуре педагогам дополнительного образования, работающим с дошколятами. Возраст детей 5-6 лет.
Цель: Формирование у детей интереса к здоровому образу жизни и ценностного отношение к занятиям физической культурой.
Задачи:
1.Развивать координацию движений детей и двигательные реакции в упражнениях общеразвивающего характера.
2.Знакомить детей со спортивными упражнениями в процессе проведения игр.
3.Формировать положительное отношение к выполнению самостоятельных двигательных действий с предметами (скакалки, обручи, гимнастические палки).
4. Формировать положительное отношение к образному восприятию слов в действиях в процессе двигательной деятельности.
Предварительная работа – ознакомление детей с русской народной сказкой «Теремок»
Ход занятия
Педагог: Здравствуйте! Дорогие ребята и уважаемые родители.Мы рады видеть вас на отчетном нашем занятии. Сегодня мы вам предлагаем посмотреть физкультурное занятие по сказке «Теремок» в исполнении ваших детей. Прошу вас не судить нас очень строго.
Перед тем, как мы вам покажем нашу сказку, мы сделаем разминку.
Разминка: Построение в две шеренги.
1.Ходьба на месте
2.Голова (вперед, назад, влево, вправо)
3.Руки к плечам круговые движения (вперед, назад)
4.Руки на пояс наклоны (влево, вправо, вперед, назад)
5.Вытянутые руки перед собой (движение ножницы)
6.Согнутые руки перед грудью (на счет 1-2 согнутые руки слегка разводим, 3 – руки выпрямляем в стороны поворот влево, правая нога назад, 4- поворот в исходное положение. Тоже самое с поворотом вправо, левая нога назад)
7.Упражнения с гимнастической полочкой. Палочку положили на плечи держать нужно двумя руками. Расправили плечи и выполняем круговые движения влево, вправо
8.Исходное положение руки опущены внизу перед собой. Держим, гимнастическую палочку двумя руками (на счет 1раз прямые руки перед грудью, на счет 2 поднять руки вверх, на счет 3 опустили)
9.Исходное положение: Ноги на ширину плеч, руки на пояс (на счет 1 присесть, на 2 встать)
10.Бег по кругу.
Дети садятся на стульчики.
Сказка начинается.
Стоит домик на коврике.Педагог: Стоит в поле Теремок, он не низок ни высок.
Мимо мышка проскакала, на полянке поиграла.
Мышка: (берет скакалку и прыгает. Положила скакалку на тумбочку. Делает кувырок, становится на мостик, встает. Подходит к домику заглядывает в окошко)
Мышка: Ой, это, что за теремок? Он не низок ни высок. Кто – кто в Теремочке живет? Кто-кто в невысоком, живет?
Педагог: А в ответ тишина.
Мышка: Никого! Тогда я буду в нем жить (залазит в домик)
Педагог: На полянку прискакала лягушка.
Лягушка: (прыжки, как лягушка скачет и квакает) останавливается возле Теремка.
Лягушка: Стучит.
Мышка: Я, мышка норушка! А ты кто?
Лягушка: Я, лягушка квакушка. Пусти меня к себе.
Мышка:
Мышка и лягушка играют.
Игра попади в цель.
Заходят в домик.
Педагог: Зайка прыгал, играл и на полянку прискакал.
Зайчик: на мячике "Хип-Хоп" прыгает до полянки. Ставит мячик и подходит к теремку.
Зайчик:
Мышка: Я, мышка норушка!
Лягушка: Я, лягушка квакушка. А ты кто?
Зайчик: А я зайчик по-прыгайчик. Пустите меня к себе.
Мышка и лягушка: Хорошо. Только сначала давай поиграем.
Дети берут корзинки и мячики. Играют. Необходимо подбросить мячик и поймать его корзинкой.
Заканчивается игра, и все идут в домик.
Педагог: Стали они жить втроем. Две лисички хитрые сестрички погулять пошли. И на полянку к нам пришли.
Лисички: Идут хвостиком виляют и что-то бурно обсуждают.
Лисички: Удивленно это, что за теремок? Он не низок ни высок. Стучат. Кто- кто в Теремочке живет? Кто- кто в невысоком живет?
Мышка: Я, мышка норушка!
Лягушка: Я, лягушка квакушка.
Зайчик: А я, зайчик по-прыгайчик. А вы кто?
Лисички: Мы лисички сестрички. Пустите нас к себе.
Мышка, лягушка и зайчик: Хорошо. Только сначала давайте поиграем.
Дети берет обручи, скакалки - крутят, прыгают. Заканчивается игра все заходят в домик.
Педагог: Стали жить они впятером. В лесу догонял волчок бабочку и так увлекся, что не заметил, как на полянке оказались.
Волчок: Удивленно это, что за теремок? Он не низок ни высок.
Стучит. Кто- кто в Теремочке живет? Кто- кто в невысоком живет?
Мышка: Я, мышка норушка!
Лягушка: Я, лягушка квакушка.
Зайчик: А я, зайчик по-прыгайчик.
Лисички: Мы лисички сестрички. А ты кто?
Волчок: А я, волчок серый бочек. Пустите меня к себе.
Мышка, лягушка, зайчик, лисички: Хорошо. Только сначала давай поиграем.
Дети становятся в круг. Берут в руку 1 разноцветную метелку идут по кругу. Руки вверх подняли, метелочкой помахали, вниз опустили. Остановились, руки вверх подняли и вокруг себя покрутилась. Ручки на пояс прыжки, на месте попеременно меняя ножки выставляя их вперед.
Заканчивается игра все заходят в домик.
Педагог: Мишка по лесу гулял да малину собирал. И на поляну к нам попал.
Медведь: В руках лукошко малину собирает.
Медведь: Удивленно это, что за теремок? Он не низок ни высок.
Стучит. Кто- кто в Теремочке живет? Кто- кто в невысоком живет?
Мышка: Я, мышка норушка!
Лягушка: Я, лягушка квакушка.
Зайчик: А я, зайчик по-прыгайчик.
Лисички: Мы лисички сестрички.
Волчок: А я, волчок серый бочек. А ты кто?
Медведь: Я медведь косолапый. Пустите меня к себе.
Мышка, лягушка, зайчик, лисички, волчок: Хорошо. Только сначала давай поиграем.
Убирается домик с коврика.
Дети садятся на коврик.
1.Репка. Дети садятся на ковре по парам берутся за руки и поочередно делают наклоны в одну и другую сторону.
2.Лежа на спине, прямые ножки вверх подняли, держим. Опустили. (3-4 раза)
3.Тоже исходное положение делаем березку. (2-3 раза)
4.Поворот на живот отжимание.
5.Ложимся набок упор на локоть левой руки. Прямую ножку вверх подняли – опустили. (4-5раз)
6.Тоже исходное положение только упор на правую руку.
7.Исходное положение становимся на коленки, руки на коврике. Поочередные взмахи, ногами вверх. (4-5 раз)
8.Ложимся на спину, делаем ножницы ногами. (5-6 раз)
9.Лежа на спине ручки, вверх подняли, делаем вдох, опустили выдох.
10.Все встали, взяли обручи. Упражнение с обручем крутим на талии.
Клещукова И.М., воспитатель д/с "Солнышко" ст.Выселки Краснодарский край
Цели и задачи: закрепить умение перестраиваться в ходе выполнения упражнений, быть внимательным, соблюдать правила игры, развивать ловкость, совершенствовать различные виды ходьбы и бега, свободно бегать по залу.
Оборудование: платочки, мячи, гимнастические палки.
Технические средства: проигрыватель, пластинки с русскими народными мелодиями (музыка быстрая, весёлая)
Ход занятия
Вступительная часть.
Звучит весёлая мелодия.
Педагог:
Эй, собирайся народ, изо всех ворот,
Поиграй, посмеши, свою удаль покажи!
Дети входят в зал, построившись в колонну по одному.
Изменили мы ходьбу,
На носочки встали,
Потянулись мы чуть-чуть,
Потолок достали!
(Ходьба на носочках, руки - вверх.)
Спину держим прямо, ноги ближе,
А голову выше, выше!
Поднимая выше ноги,
Мы шагаем по дороге!
(Ходьба с высоким подниманием колен, руки на поясе.)
Вот река - широка и глубока,
Не достать до дна. («Перепрыгиваем» через два шнура.)
На носочках побежали - быстро, весело, легко.
Дышим ровно и спокойно. Встали, хорошо (После бега дети делятся на три звена, строятся в шеренги.)
Вот мы руки развели, (размыкаются на вытянутые руки.)
Словно удивились,
И друг другу до земли
В пояс поклонились. (Поясной поклон.)
Педагог: Что ж, пора нам и размяться, детвора! (Следует ритмическая гимнастика под русскую народную музыку, желательно весёлую плясовую.)
I часть. Разминка.
Звучит, например, песня «Коробейники».
Комплекс упражнений:
- Исходное положение - стоя прямо, ровно, наклоны головы вправо, влево, вперед, назад (8 раз) .
- Исходное положение - стоя, прямо, ровно, поочередное поднимание плеч.
- Исходное положение - ноги врозь, руки опущены в замке. Поднимание рук вверх (4 раза) , в стороны (4 раза) , приседание, руки вперед (4 раза) .
- Исходное положение - стоя прямо, ровно, вращение рук (в плечевом суставе) - вперед, назад.
- Исходное положение - стоя прямо, ровно, выставление ноги на пятку, руки в сторону.
- Прыжки на двух ногах, на месте.
- Дыхательные упражнения.
II часть. Основная.
- Звучит исходное положение - ноги врозь, руки за спиной в замке. Поднимание головы вверх (4 раза) .
- Исходное положение - то же, наклоны в стороны (4 раза) .
- Отжимание от пола (5 раз) .
- Исходное положение - лежа на животе, упражнение «Рыбка» (4 раза) .
- Переворот на спину, исходное положение - руки опущены вдоль тела, упражнение «Велосипед».
- Исходное положение - лежа на спине, руками обхватить колени. Упражнение «Колобок» (пытаемся перекатываться, как колобок) .
- Исходное положение - лежа на спине, упор на локти. Упражнение «Велосипед».
- Исходное положение - сидя на коленях. Повороты туловища вправо и влево. Руки вогнуты в локтях.
- Исходное положение - то же. Прыжком подпрыгнуть и встать на носки.
III. Заключительная часть.
Звучит мелодия песни «Тонкая рябина».
Релаксационные упражнения:
- Проделаем комплекс дыхательных упражнений.
- Исходное положение - одна рука вверху, другая - опущена. Дети тянуться вниз, стараясь достать кончиками пальцев опущенной руки кончики пальцев ног.
- Исходное положение - сидя на полу, стараясь пальцами достать носочки ног.
- «Йоговское» упражнение. Исходное положение - сидя на полу, соединить ступни ног. Руки на коленях.
- Поза «дерева». Встать ровно, поднять руки вверх подобно веткам, покачаться под «ветром».
- Проделать комплекс дыхательных упражнений.
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
У него свои дела.
Мы ж играем, детвора.
Эй, мальчишки и девчушки!
Начинаем попрыгушки.
Цель: закрепить умение прыгать на двух ногах через препятствия.
Разделим детей на две группы. Игроки одной группы садятся друг против друга, вытянув ноги, коснувшись ступней товарища. Другая группа детей прыгает через ноги сидящих (прыжки на двух ногах с продвижением вперед) , возвращаются в исходное положение, проползая на четвереньках (4 раза) .
А теперь вы отдыхайте и загадку отгадайте:
Я хозяин леса строгий.
Я зимою сплю в берлоге.
А всю зиму напролет
Снится мне душистый мед.
Страшно я могу реветь.
Кто же я, скажи (медведь) .
Выходит поводырь с медведем (роли исполняют дети) .
Поводырь:
Расступись, народ честной,
Идет медведюшка со мной.
Много знает он потех.
Будут шутки, будет смех!
Медведь танцует, затем садится на пенёк.
Игра «Дедушко-медведушко»
Цель включения игры в занятие: совершенствование умения бегать по залу.
Медведь садится «на пригорке», а остальные дети, встав на некотором расстоянии от него, начинают приговаривать.
Дети: Дедушко-медведушко, пусти нас ночевать!
Медведь: Недолго, недолго, не до вечера.
Дети: Дедушко-медведушко, пусти нас в баньку попариться!
Медведь: Подите, да баню не сожгите!
Дети (кричат) : Горит! Горит!
После этих слов медведь бросается ловить детей. Задача детей: не попасться ему.
Поводырь:
Так играть умеет всяк.
Будь смелей и ловчей!
А умеешь ли вот так?
Попробуй сбей!
Игра «Стороги»
Цель: закрепить умение ловить мяч двумя руками, прокатывать его и попадать в цель, развивать глазомер.
Дети встают в две колонны. У каждого в руке маленький мяч. В центре стоит ребенок стоит палкой, охраняющий «огород». Игроки прокатывают мяч, стараясь попасть в «огород», а «стороги» отбивают его палкой. (3 раза)
Дети к мишке подбежали,
Глазки мишки завязали.
Закричали: «Раз, два, три,
Ну-ка, Мишенька, лови!»
Игра «Жмурки»
Цель: закрепить у детей умение стоять на месте, не двигаясь, соблюдая правила игры.
Поводырь:
А теперь домой пора, до свиданья, детвора!
Медведь и поводырь уходят.
Дети образуют круг, прыгают под присказку:
Баба сеяла горох,
Прыг-скок, прыгскок.
Обвалился потолок.
Прыг-скок, прыг-скок.
Баба шла, шла, шла.
Баба встала на носок,
А потом на пятку,
Стала русского плясать,
А потом вприсядку. (Танцуют под музыку.)
Ведущий:
А теперь пора прощаться.
И всем в группу возвращаться.
Спасибо всем, кто активно работал. До свидания! Занятие окончено.
Дети выходят из зала под ритмичную музыку.