Йогу часто воспринимают за некую восточную разновидность фитнеса, либо же окутывают учение ореолом магии и мистицизма. На самом деле йога — это древняя комплексная индийская система, методы и практика которой помогают обрести гармонию души и тела. Философия системы основана на особом восприятии Вселенной и человеческой роли в ее становлении. Глобальная цель, которую ставит йога перед каждым практикующим — освобождение от иллюзий бытия и объединение с Брахманом — вечным трансцендентным началом. Если вы решили изучить йогу, то рекомендуем вам также ознакомиться с нашей статьей .
Содержание:
Основы философии йогов
Философия йоги призывает к движению от иллюзий к реальности, от преходящего к истинному и вечному
Согласно йогической концепции, человек — это сознание, имеющее форму и воплощенное в видимом мире. Душа, или атман, сама по себе безгранична и свободна от привязанности и чувств. Тело смертно, оно может жить лишь какое-то время, после чего умирает. Сознание — вечно, после смерти тела оно воплощается заново в другом, и таким образом, снова и снова приходит в физический мир. Такой бесконечный круговорот перерождений в индуистской философии имеет название сансара. Жизнь в такой реальности — это всего лишь иллюзия, обрекающая в той или иной мере на страдания. Полностью избавиться от мирских страданий можно лишь разрушив мнимые иллюзии и освободившись от отождествления себя с телом, прервав тем самым цепь перерождений.
Высшее просветление, или абсолютное соединение с Бхарманом, называют состоянием Самадхи. Именно его пытаются достичь йогины посредством совокупности различных практик.
Истинное Я каждого из нас испытывает состояние вечного блаженства и нераздельно с первозданным источником всех вещей и понятий. Философия йоги призывает к движению от иллюзий к реальности, от преходящего к истинному и вечному.
Восемь ступеней достижения
Йога-Сутра — первое описание йоги мудрецом Патанджали приблизительно во втором веке до н. э. Система включает в себя 185 афоризмов, общее название которых — «Драгоценные четки». В них раскрывается философия йоги, разбираются препятствия на пути йогина к высшей цели. Именно Патанджали вывел концепцию «восьмеричного пути», которая логично представляет последовательность всех ступеней комплексной практики. Ее также называют «ступенями для поиска души».
- Первая ступень — Яма. Соблюдение моральных заповедей и правил, формирующих межличностные отношения;
- Вторая ступень — Нияма. Отвечает за внутренний контроль и самодисциплину;
- Третья ступень — Асана. Забота о физическом здоровье посредством системы упражнений (поз);
- Четвертая ступень — Пранаяма. Дыхательные упражнения, направленные на контроль и управление потоками Праны;
- Пятая ступень — Пратьяхара. Воздержание и контроль над чувствами;
- Шестая ступень — Дхарана. Сосредоточение и концентрация мыслей;
- Седьмая ступень — Дхьяна. Медитация;
- Восьмая ступень — Самадхи. Слияние с Высшим Разумом или просветление.
Система восьми ступеней состоит из компонентов счастливой и полной жизни. Они дополняют друг друга и являются взаимозависимыми. Все ступени ведут к единой, конечной цели — Самадхи. Любые пробелы в совершенствовании одной из них послужат препятствием на пути к истинной самореализации.
Что бы практиковать йогу не обязательно подаваться в отшельники
В йоговской философии важную роль имеет понятие дхармы. Это такой морально-этический кодекс, который состоит из следующих принципов:
- Ахимса (воздержание от причинения вреда телом или мыслью);
- Статья (правдивость и честность в мыслях и словах);
- Астея (воздержание от воровства);
- Брахмачарья (целомудрие и контроль над плотскими позывами);
- Каруна (сострадание);
- Майтри (милосердие).
Существует мнение, что для практики йоги нужно податься в отшельники, засесть в пещере и все время размышлять, оставив позади все печали и радости мирского бытия. Такой путь имеет место быть, однако является лишь одним из множества других. Отшельничество ради остановки внутреннего диалога и достижения Самадхи называется санньясина. Другой, более доступный вариант практики для современного человека, — это йога в действии.
Виды йоги
В философии йоги есть семь ветвей практики, ведущих к постижению истин и самосовершенствованию. Опытные практикующие выбирают себе несколько стилей, основываясь на собственных потребностях, навыках и предпочтениях.
- Раджа-йога. Избавление от сансары посредством медитации и длительной концентрации над собственными ощущениями ;
- Джанана-йога или йога мудрости предполагает ступенчатое постижение законов Мироздания;
- Йога Кармы или действия. Направлена на развитие кармы человека с помощью правильных действий, ведущих в совершенствованию;
- Бхакти. Достижение Самадхи через молитвы и религиозный экстаз;
- Мантра-йога. Звуковой вид, во время практики которого поются распевают специальные песнопения и мантры;
- Тантра-йога. Внутренняя практика работы с тонкими энергиями и биополем;
- Хатха-йога или йога силы. Связана с трансформацией физического тела посредством выполнения асан.
Лечение болезней асанами. Йога как медицина
В некоторых йогических школах разработана целая система неправильных состояний сознания человека, которые противоречат законам природы. Эти нарушения и приводят непосредственно в болезням. Современная медицина тоже имеет похожее течение — психоиммугология. Исходная точка любой болезни — искаженное состояние сознания. К примеру, если боль в горле вызывается невысказанным мнением или невозможностью что-либо объяснить окружающим, то простуда есть последствие сплетен и критики по отношению к близким.
В силу того, что болезнь является причиной духовных нарушений на тонком уровне, традиционная медицина при помощи химических препаратов и хирургических методов способна только устранить поверхностные симптомы, тогда как корень болезни останется сидеть в сознании.
Философия йоги предлагает практикующим другой подход к лечению недугов. Система хатха-йоги предполагает, что каждая асана воздействует тем или иным способом на все системы организма, способствуя устранению причины болезни. Асаны помогают войти в то самое правильное состояние, связывая физические и психические процессы.
Согласно писанию, асаны дал человеку бог Шива для достижения здоровья тела и мыслей. Во время выполнения асан тело входит в определенную позу, выполняя ее как в статике, так и в динамике. Классифицируют ассаны за позами созерцания, перевернутыми, позами баланса и др. Умственные процессы при практике асан напрямую связаны с мышечной активностью. Вся практика сопровождается контролированным трехступенчатым дыханием.
Регулярное выполнение асан оказывает терапевтический и общеукрепляющий эффект. Хатха-йога улучшает работу пищеварительной, эндокринной, дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной, выделительной и опоро-двигательной системы.
Ниже предлагается краткий список самых популярных асан с описанием лечебного эффекта.
Одной из ведущих и универсальных поз в практике хатха-йоги является Шавасана или поза трупа. Ее выполнение подразумевает полное расслабление тела и ума. Физиологически, правильно выполненная Шавасана способна заменить несколько часов полноценного сна.
Освоив асаны, практикующий стоит у подножья возможностей регуляции всех процессов, происходящих в организме. Помещая свое тело в различные позы, йогин с помощью концентрации и дыхания посылает в определенные органы целительную энергию.
Йога - это процесс, ряд действий, трансформация, движение к цели
Здоровье и абсолютная гармония не появляются быстро — это результат комплексной работы над собой и внутренней трансформации. Каждому новичку, желающему освоить йогу, следует быть готовым к самоизменениям. Когда мы боимся перемен, они и не наступают. Самое главное — воля, самодисциплина, регулярные занятия и огромное желание достичь заданой цели.
На данный момент, согласно статистике, йогу практикуют более 20 миллионов человек на всем земном шаре. Что же делает ее столь популярной и актуальной?
- Йога — ключ к оздоровлению всего тела. Она способна оживить тело, наполнить его силой и энергией;
- Йога положительно воздействует на физический, эмоциональный и духовный уровни, соединяя душу и тело в единое целое. Ум становится ясным и светлым, а мысли — четкими и понятными;
- Практикующие йогу избавляются от множества болезней комплексно, вопреки тому как делает это западная медицина, вылечивая симптомы раздельно и прибегая к дорогостоящим препаратам;
- Йога учит вовлекаться в поток повседневных событий, оставаясь при этом внутренне безучастным и свободным от мешающей суеты;
- Регулярная практика прививает хорошие привычки, желание жить честно и праведно, выполнять свои обязанности и долги без мысли о потенциальном возмездии, а также контролировать собственные мысли и чувства;
- Йога позволяет соединится со своей внутренней природой, обрести глубокие знания Вселенной, понять законы окружающего мира и познать самого себя.
Следует помнить, что йога не является сама по себе конечной целью. Йога — это процесс, ряд действий, трансформация, движение к цели. Основная идея всей философии заключается не в результате ради результата, а в переживания трансцендентной реальности. Для настоящего йогина не имеет значение, что он делает: моет посуду или гуляет на свежем воздухе — он будет счастлив всегда. Потому что внутреннее счастье не зависит от событий иллюзорного мира. Он свободен, он наблюдает, он прост в жизни и поэтому счастлив.
Обновлено 21.11.2019
Йога как философское учение берет свои истоки еще со времен существования цивилизации ариев. Она вмещает в себя основы трактовки происхождения мира и понимания человеческой природы, методы духовного самосовершенствования.
Концепция этого учения имеет огромное количество почитателей. Как особая система древней индийской мудрости, йога состоит из теоретической и практической основ, некоторых разделов, методов и направлений. Она является одной из шести известных ортодоксальных философских школ Индии и одной из даршан.
Философия классической йоги
Чтобы понять философию йоги, нужно сперва разобраться с ее истоками и теоретическими основами.
Йога – философия Древней Индии, основы которой изложены в главном труде этой школы, называемым «Йога-сутра», и комментариях к нему. Его автором является Патанаджали, о котором известно очень мало. Рекомендуем ознакомиться со .
Ранее считалось, что великий учитель, философ и йог жил в Индии во II веке до н.э. Но теперь укрепилось мнение, что это было позже на несколько столетий – во II веке н.э. Патанаджали выступает лишь автором труда, а не всего философского учения, так как упоминание о принципах йогической практики упоминается еще в Ведах, Рамаяне и Махабхарате (в части Бхагавадгита). Сам термин «йога» можно встретить в ранних упанишадах, являющихся комментариями к Ведам.
Приступим к основополагающим понятиям философии классической йоги.
Итак, все бытие в себя включают две субстанции Пракрити и Пуруша. Пракрити представляет собой все материальное в существующем мире. Это то, что можно увидеть, услышать или почувствовать каким-либо другим способом, зарегистрировать высокоточными приборами. Рекомендуем ознакомиться с информацией про .
Под понятием «Пуруша» заключено духовное начало, так называемый вечный Дух. Ишвара – Бог среди всех духовных существ – и есть проявлением Пуруши. Он не создал мир и не управляет им, но ему под силу объединять и разъединять духовное с материальным. Если Пракрити невозможно осознать, то Пуруша обладает сознанием.
Если Пракрити постоянно меняется, то Пуруша не подвержен переменам, поэтому он находится вне времени и пространства. Он является словно наблюдателем за изменяющейся картиной мира.
В учении классической йоги человек, как и весь мир, является неким микрокосмосом, соединяющем в себе Пракрити и Пурушу .
Читайте на нашем сайте:
Дхаути – йога очищения желудка
Материальное в человеке – это его физическое тело, мысли, эмоции, память и пр. Духовное, то есть Пуруша, представляет его сознание, так называемое «Я» – неизменное и вечное.
Пуруша сознательно направляет Пракрити. Это можно сравнить с заблудившимися в лесу людьми, где Пуруша без ног, а Пракрити слепой. И только объединившись, они смогут пробраться через лес и освободиться.
От привязанности к объективному миру, порождающей желания и ожидания, человек испытывает страдания. Пока мы привязаны к формам Пракрити, мы оставляем в нашем буддхи (инструменте восприятия внешнего мира) отпечатки (васаны), поэтому будет существовать наша Карма – зависимость причинно-следственного характера.
После смерти физического тела васаны остаются, а душа переходит в другую сущность. Это называется реинкарнацией, а череда перерождений – колесом сансары.
Освободиться от страданий возможно, утверждает йога. Именно практика йоги, очистительные техники , комплекс упражнений для тела и духа, философские размышления помогут осознать Пурушу, бросить стремления к чему-то материальному, освободиться от привязанностей. После этого осознания душа выходит из колеса сансары. Достигаемое бытие можно сравнить только с Ишварой – нет страданий, но есть осознание.
В рамках классической йоги сформировались разные направления. Их целое множество. Мы же рассмотрим некоторые из них.
Особенности и задачи йоги шивананда
Шивананда йога основана Свами Шиванандой (1887-1963), индуистским духовным учителем . Данное направление отличается комплексностью подхода, так как в нем присутствуют упражнения для достижения расслабления, обучение внутренней концентрации, дыхательные упражнения .
Основатель Йоги шивананда – Свами Шивананда
Йога шивананда основывается на пяти важнейших принципах:
- Расслабление. Чтобы достичь максимального духовного, физического и ментального расслабления, необходимо регулярно выполнять .
- Медитация и Веданта помогают достичь позитивного мышления, что способствует благополучию духовного, ментального, физического. Рекомендуем статью про .
- Регулярность и правильность выполнения асан способствуют укреплению тела, омоложению и восстановлению организма.
- помогают взять контроль над собственным сознанием.
- Путем практики вегетарианства и умеренных ограничений в пище организм человека получает полезные вещества, при этом нет негативного влияния на окружающую среду.
Каждое занятие начинается и оканчивается мантрами, позволяющими с помощью звуковых вибраций положительно повлиять на тело, дух, эмоциональное состояние.
Тантра йога – что это
Еще одно из широко известных направлений йоги – тантра йога. Она представлена системой методов, позволяющих пробудить, трансформировать и осознанно использовать сексуальную энергию. Учение основано на священных текстах – тантрах.
Читайте на нашем сайте:
Буддийские четки
Стоит выделить три основных направлений в рамках тантра йоги:
- Черная тантра – направлена на тренировку ментальной силы, позволяющей управлять обстоятельствами и даже людьми. С ее помощью учат осуществлять желания.
- Белая тантра – практикуется в группах или парах. Подразумевает выход за пределы желаний и побуждений. С помощью мантр и упражнений достигается энергетическое очищение телесной и ментальной составляющей ученика. Читайте подробнее о значении мантр .
- Красная тантра – с помощью сексуальных практик, практикующихся с партнером, можно прийти к духовному или творческому развитию, достичь сексуального блаженства.
Данная практика помогает объединить мужское и женское начало, преодолеть комплексы путем правильного принятия собственного тела, значительно расширить сознание.
Гуру-йога как направление классической йоги
Одной из самых важных практик считается гуру-йога. Ее суть заключается в слиянии ума ученика и духовного учителя. В процессе практики происходит пробуждение Четырех состояний Просветления, когда ученик имеет возможность достигнуть благословения тела, речи и ума. Завершающим этапом практики является слияние ума ученика с умом гуру.
Выделяют три неотъемлемых принципа гуру-йоги:
- Желание ученика обучаться.
- Готовность ученика к взаимодействию с учителем. Ученик должен отвечать за свои поступки и выбор.
- Свобода воли и выбора ученика. Ученик не должен преклоняться учителю и беспрекословно подчиняться ему. Приветствуется только свободный выбор самого ученика.
Теперь понятно, что йога – это философия, образ жизни Индии. Практикуя ее, можно достичь абсолютно разных целей: укрепить тело и дух, улучшить физическое здоровье, приобрести уверенность, избавиться от желаний и страданий или даже освободиться от череды перерождений (сансары).
Каждая из школ йоги предлагает свои методы достижения цели, но при этом в каждой из них делается акцент на гармонии физического, духовного и ментального.
Возможно Вас заинтересует:
Нижегородская Государственная Медицинская Академия
Стоматологический факультет
II курс 262 группа
Предмет: философия
Выполнила:
Курочкина Анна
г.Нижний Новгород
Йога - учение, дошедшее до нас из глубины веков и упомянутое в самых древних источниках, учение отголоски которого можно встретить практически во всех религиях, ритуальных практиках и эзотерических школах.
Как утверждают, родина йоги - древнейшая на Земле цивилизация - Арктида. Эта цивилизация процветала много тысяч лет назад на материке, соединяющим Америку и Евразию. После глобальной катастрофы, она исчезла в водах Северного Ледовитого океана. Уцелевшие жители Арктиды и донесли йогу до жрецов и посвященных Хиттиды, Пацифиды и Атлантиды, а уже затем йога попала в Индию и Египет.
Тысячелетние традиции индийской философии, берущие начало с XV - Х вв. до н.э. и сохранившиеся до настоящего времени, возникли на основе древних человеческих цивилизаций.
Археологические находки позволяют с определенностью утверждать, что учение йоги было известно уже 2,5 тыс. лет до н.э. Именно к этому периоду относят изображения йогов в характерных позах, найденные в раскопках древней культуры Мохеанджо-Даро. Однако устная традиция говорит о гораздо более древнем происхождении йоги. При этом эзотерическую историю йоги, как было сказано выше, ведут от Индии вглубь веков к древнему Египту, а от него - к еще более отдаленным легендарным цивилизациям - Атлантиде, Арктиде и некоторым другим.
В ведический период (с XV по VI в. до н.э.) в Индии появились Веды - священные книги индийских мудрецов, а затем комментарии к ним - Упанишады. Веды и Упанишады способствовали развитию философской мысли в Индии, создав целый ряд философских школ, к одной из которых относят и систему йоги. Однако йога, считаясь одной из шести традиционных систем индийской философии, признается всеми этими философскими системами как общий метод и практическое средство познания мира.
Обратимся к историческим корням, к истокам учения йоги. Научная традиция приписывает выделение учения йоги как самостоятельной системы легендарному индийскому мудрецу Патанджали (11-1 век до н.э.). Патанджали выделил йогу в самостоятельную систему на основе уже существующих знаний и опыта, накопленных йогами-практиками. В своем труде “йога-сутра” Патанджали излагает философию и практику той йоги, которая сейчас большинством исследователей, в том числе и росийскими философами, признается классической. По традиции древних мудрецов Патанджали не претендует на авторство в создании философской системы йоги. Он лишь собирает устные данные, дошедшие до него и комментирует их в духе единого учения. Философская терминология и интерпретация практики йоги, данная в “Йога-сутре”, согласуется также с авторитетными текстами Вед и Упанишад.
В оригинальном учении Патанджали йога подразделяется на восемь частей:
1) яма - ограничения во взаимоотношениях с людьми и с природой;
2) нияма - предписания образа жизни;
3) асана - разнообразные позы и положения тела;
4) пранаяма - дыхательные упражнения, связанные с набором энергии;
5) пратьяхара - контроль и ослабление потока восприятия, психическая релаксация;
6) дхарана - концентрация мысли;
7) дхьяна - медитация, регулируемый поток сознания;
8) самадхи - измененное, экстатическое состояние сознания.
Эти восемь ступеней или этапов, называемые восьмеричным путем, составляют классическую систему йоги. Можно видеть, что это учение охватывает как бы три больших пласта, три, казалось бы, самостоятельных направления развития человека. Во-первых, это этическая, нравственная сфера (яма и нияма), во-вторых, это физическое развитие, совершенствование тела (асана и пранаяма) и в-третьих, это развитие психических сил человека (последующие четыре ступени). Таким образом, развитие человека на восьмеричном пути носит всесторонний, гармонический характер. Эта целостная система ведет человека к достижению идеального здоровья, ведь “здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия человека, а не только отсутствие болезней и физических недостатков”. Именно так определяет здоровье Всемирная организация здравоохранения.
Если представить себе восьмеричный путь в виде лестницы, то ее фундаментом будут служить духовные внутренние ценности - твердые моральные устои, принципы и нормы межличностных отношений. От них путь индивидуального развития ведет через совершенствование физического тела к достижению удивительных способностей и особых состояний сознания.
Последняя ступень восьмеричного пути - это самадхи, творческое озарение, особое состояние тела и ума, когда перед человеком исчезают границы, отделяющие его от большого мира, в котором он живет, когда он чувствует и осознает себя неразделенным, единым совсем человечеством, всей природой” всем космосом. Некоторые авторы так и называют это состояние - космическое сознание. Те, кто хоть раз испытывал такое состояние, пусть даже считанные секунды, описывают его как лучшие, наиболее значимые мгновения своей жизни. Йога же учит сознательному достижению состояния самадхи. Достижение самадхи является вершиной восьмеричного пути, поэтому йогом в полном смысле слова можно называть человека лишь тогда, когда он может уверено выходить в такое экстатическое состояние. Без этого его можно считать лишь учеником, изучающим науку йоги. Не будет преувеличения сказать, что освоение людьми состояния самадхи способствует развитию человечества как вида, поэтому можно говорить о йоге не только как о системе личного оздоровления и самосовершенствования, но и как о системе эволюции человека.
Исторически сложилось так, что восьмеричный, классический путь йоги Патанджали был практически закрыт для продвижения учеников. В мире господствовала Кали-юга, черный период, который длился около четырех с половиной тысяч лет. Распространение йоги в нашей цивилизации было связано с выделением из единой некогда системы йоги отдельных направлений, акцентуирующих внимание на каком-либо частном звене этого учения. При этом ученик мог выбирать то или иное направление личного самосовершенствования в зависимости от своих индивидуальных особенностей и склонностей.
Среди таких частных направлений йоги можно отметить следующие:
- хатха-йога , направленная в основном на развитие физических и физиологических функций организма, ее связывают обычно с четырьмя первыми ступенями Патанджали;
- раджа-йога , рассматривающая развитие высших психических функций человека и охватывающая четыре последующие ступени восьмеричного пути;
- карма-йога , связанная с гармоническим развитием социальных, общественных отношений личности;
- бхакти-йога , связанная с совершенствованием человека в эмоциональной сфере, в любви к ближнему, к природе, к Богу;
- джнани-йога , связанная с развитием мышления человека, расширяющая границы и возможности его познания.
Менее известны такие пути, как лапа-йога, мантра-йога, тантра-йога, а также тибетская йога (йоги респы, йоги лун-гом-па). В Китае и Японии практика йоги смешалась с буддистской философией и распространялась в форме дзен-буддизма.
В результате миссионерской деятельности Вивекананды, ученика Рамакришны, в конце XIX века йога становится популярной в США и развивается по новым направлениям. Отметим общество “Трансцендентальной медитации”, которое основал в б0-х годах Махариши Махем Йоги, использующий специфическую психотехнику медитации. В результате просветительской деятельности Вивекананды и Аткинсона (йог Рамачарака), учение йоги в начале XX века приобретает широкую известность в России. На последующее распространение йоги в нашей стране значительное влияние оказала агни-йога, учение, открытое для России Еленой Рерих.
Когда в настоящее время говорят о йоги, чаще всего имеют в виду раздел хатха-йоги, связанный с физическими упражнениями. Согласно учению йоги, наше тело живет за счет положительных и отрицательных токов. Если они находятся в равновесии, то можно говорить о здоровье и гармонии тела. На языке древней символики положительный ток обозначается словом “Ха” (Солнце), а отрицательный - словом “Тха” (Луна). От слияния этих двух слов и получаем слово “Хатха-йога”, смысл которого символизирует единство противоположностей, положительного и отрицательного полюсов или явлений в жизни.
Физические упражнения представляют собой “азбуку” йоги, ее необходимую ступень, поскольку лишь через полное физическое здоровье и контроль за деятельностью тела может быть достигнуто умственное, духовное и моральное совершенство. Считается научно доказанным, что извлечь пользу из серьезных занятий гимнастикой йоги могут и здоровые и больные, мужчины и женщины, люди всех профессий и социальных слоев, практически любого возраста (хотя в каждом возрасте нужна консультация специалиста).
Основу физических упражнений в йоге составляют асаны - специальные положения тела. Согласно легенде, бог Шива открыл и дал человеку позы тела, предназначенные для сохранения здоровья и достижения высшего уровня сознания. В классической литературе упоминаются 8 400 000 асан. Из них лишь менее сотни используются йогами в настоящее время и только два - три десятка их них считаются наиболее важными и достаточными для гарантии полноценного здоровья на всю жизнь.
Патанджали указывает: “Асана - это способ сидеть приятно, устойчиво и без напряжения”. Это означает, что занимающийся должен стремиться к полному самоконтролю над телом при исполнении асан, так, чтобы в течение длительного времени находиться в них неподвижно и чувствовать себя спокойно и удобно.
Философией йоги в широком смысле можно назвать древнее учение о духовном самосовершенствовании человека, пришедшее к нам от цивилизации Ариев и развившуюся в известную сегодня форму в религиозно-философских школах древней и средневековой Индии. В данной статье речь пойдет об основных философских понятиях и концепциях этого учения, которое на протяжении почти двух тысячелетий является для многих почитателей индийской духовности образцом мудрости, ведущей человека к высшей из возможных целей его жизни.
Йога – это одна из даршан, шести ортодоксальных (следующих духовной традиции Вед) философских школ Индии. Ее теории и принципы изложены в основополагающем труде этой школы, «Йога-сутре», и комментариях на этот труд. Об авторе «Йога-сутры», Патанджали, нам практически ничего не известно. В Индии он издревле считается великим учителем, йогом и философом, жившим во II в. до н.э. Однако сегодня большинство ученых сходятся на том, что по содержанию и терминологии «Йога-сутру» следует отнести ко II в.н.э.
Патанджали не был человеком, придумавшим учение йоги. Истоки изложенной им йоги мы находим еще в древнейшем памятнике мировой культуры – Ведах (~ II тыс. до н.э.), священных текстах Индии. Учение об основных элементах йогической практики – концентрации, созерцании, управлении сознанием и сам термин «йога » – присутствует в ранних упанишадах (~ VI – III вв. до н.э.), комментариях к Ведам. Особое место в протойоге занимают древние эпические произведения Индии: Рамаяна и Махабхарата (~ I тыс. до н.э.). В наибольшей степени здесь выделяется часть Махабхараты, которая называется Бхагавадгита. В ней присутствуют многие важные части учения йоги, нет лишь необходимой для философии систематизации и классификации категорий – основных философских понятий. Таким систематизатором и выступил Патанджали, обобщив и кратко сформулировав древнее духовное знание. Теория и практика «Йога-сутры» в полной мере выдержала испытание временем и заслужила право называться классической йогой.
Труд Патанджали, как и многие трактаты того времени в Индии, представляет собой совокупность коротких предложений (сутр). Для учеников они, возможно, служили, как бы памяткой для восстановления хода сложных устных рассуждений. Однако для потомков, не имеющих возможности лично общаться с учителем, кратких сутр часто недостаточно. Поэтому существующее сегодня учение классической йоги формировалось, помимо изначального трактата Патанджали, обширной комментаторской литературой. В настоящей статье мы ориентируемся на «Йогу-сутру» и наиболее авторитетный комментарий, принадлежащий философу Вьясе, «Йога-бхашья» (V в.н.э.).
Приступая непосредственно к философии классической йоги, выделим две основополагающих категории, которые заключают в себе все бытие, все, что существует. Это Пуруша и Пракрити – духовная и материальная субстанции.
Пракрити (материя) – это все, что мы видим, слышим, осязаем или способны почувствовать каким-либо другим способом. Это все, что могут регистрировать самые совершенные приборы, от мельчайших частиц до объектов космического масштаба. В понятии Пракрити заключена вся вселенная, все физические объекты и энергетические поля.
Под Пурушей понимается вечный Дух, духовное начало. Он трансцендентен Пракрити, то есть находится за пределами всей Природы. Пуруша – это высшая часть бытия. В Нем нет форм, характерных для Пракрити, поэтому его невозможно себе представить. Он обладает сознанием, тогда как материя бессознательна. Не стоит, однако отождествлять Пурушу с привычным для западного человека учением о Боге. Пуруша лишен каких-либо личностных атрибутов. Бог классической йоги – Ишвара – проявление Пуруши, но Он не творит мир и не управляет им. Кроме Него, в Духе существуют и другие боги, но Ишвара является высшим среди всех духовных существ. Он также обладает важнейшим для философии йоги свойством соединять и разъединять Пурушу и Пракрити.
До соединения Духа и материи, последняя находится в не проявленном состоянии. Это означает, что вселенной не существует, а три основных свойства или силы (гуны) Пракрити находятся в равновесии.
Гуна саттва отвечает за принцип ясности, раджас – за принцип движения, активности, тамас – за принцип покоя, инертности. При соединении Духа и материи, Пуруша, как сознательное начало начинает в определенном смысле управлять Пракрити, вызывать в ней изменения. Гуны начинают взаимодействовать друг с другом во множестве комбинаций и, проходя определенные стадии, образуют объективный мир во всех его формах. При этом первым продуктом взаимодействия гун становится Буддхи-Махат. Это важное понятие философии йоги обозначает идеальную основу всей будущей вселенной. В ходе дальнейшей эволюции через ряд стадий образуются пять первоэлементов: эфир, воздух, огонь, вода, земля, из которых и состоят все объекты.
Взаимодействие гун – это непрерывное изменение, следствия которого мы наблюдаем в нашем постоянно меняющемся мире. Эти видоизменения обуславливают для нас ощущение времени. То есть, мы можем сказать, что секунда – это не маленький временной отрезок, а некоторое наблюдаемое нами изменение, например, переход стрелки часов в следующее положение. В соответствии с классической йогой, времени, как такового, не существует, есть лишь момент (сейчас) изменения. Любые изменения возможны в каком-то пространстве, поэтому для объективного мира характерна также категория пространства.
В отличие от Пракрити Пуруша не подвержен изменениям. Поэтому можно сказать, что он находится вне времени и пространства. Пурушу называют Зрителем, наблюдающим за разворачивающейся картиной изменения материи.
Теперь рассмотрим учение классической йоги о человеке. Здесь необходимо понять необычную для сознания современного западного человека мысль. В антропологии йоги внутренний мир человека соответствует бытию внешнему. Человек рассматривается как микрокосмос, который по своей структуре идентичен внешнему для него макрокосмосу. Таким образом, человек – это также результат соединения Пуруши и Пракрити.
Буддхи-Махат – это стадия развития Пракрити и основа вселенной. В нем как этап эволюции материи образуется индивидуальное Буддхи, которое является идеальной основой для психики человека. В дальнейшем формируются и остальные элементы микрокосмоса. Это органы восприятия – слух, зрение, осязание, вкус, обоняние; органы действия – руки, ноги, органы выделения и размножения, орган речи; орган разума – ум (манас). Итак, фактически все, что мы привыкли отождествлять с собой, со своим я – физическое тело, память, эмоции, интеллект, мысленные образы и т.д. – относится к материи и потенциально содержится в индивидуальном Буддхи.
Пуруша в человеке – это чистое сознание, его Дух, его истинное Я. Йога предполагает существование множества «маленьких частей» Пуруши, индивидуальных душ, которые проявляются через разные существа в Пракрити. Наше истинное Я вечно и неизменно. Оно сознательно и направляет все процессы в сфере Пракрити. Модель соединения Пуруши и Пракрити в человеке часто сравнивают с двумя заблудившимися в лесу людьми. Один из которых без ног (Пуруша), а другой слепой (Пракрити). Понятно, что, объединившись, они смогут начать выбираться из леса. Пуруша, взаимодействуя с Пракрити, наполняет индивидуальное буддхи человека, матрицу всех его психических явлений, способностью к самосознанию. Поэтому мы, не зная о Пуруше, осознаем себя в своей психической деятельности.
Итак, рассмотрев основные философские категории классической йоги, мы переходим к теории освобождения, центральному учению о смысле существования человека, ради которого была написана и «Йога-сутра», и комментарии к ней. Освобождение – это разделение в человеке Духа и материи, Пуруши и Пракрити. Зачем нужно такое разделение? Дело в том, что человек в своем обычном состоянии не знает своего истинного Я и отождествляет себя в лучшем случае со своим индивидуальным буддхи. Но способность буддхи осознавать себя не больше чем иллюзия, ведь истинным сознанием обладает только Пуруша. Мы всегда говорим про себя: «Я иду, я чувствую, я думаю» и т.д., тем самым, ограничивая свое бытие рамками Пракрити. Как мы уже знаем любые проявления Пракрити – это лишь следствия взаимодействия гун. Они изменчивы и ни одна форма не является вечной. Мы же отождествляя себя со своей психикой, привязываемся к ее проявлениям и к формам объективного мира. От этой привязанности происходят все наши страдания. Привязанности рождают желания и ожидания по отношению к миру вокруг нас и к нам самим. Но мир изменяется – близкие нам люди стареют и умирают, совершаемые дела не приносят былого удовлетворения, отрицательные эмоции сменяют положительные, любые удовольствия всегда заканчиваются. Нам хочется постоянного чувства удовлетворения, но это не достижимо, и, как правило, чем больше удовольствие от чего-либо мы получаем, тем сильнее разочарование впоследствии. Философия йоги
Кроме того, стремление к формам Пракрити дает существование нашей карме. Карма – это причинно-следственная зависимость, порождаемая человеком и другими существами. Своим влечением к той или иной форме Пракрити мы обусловливаем то, какими мы будем в будущем. Например, если мы склонны быть добрыми и честными, то хотим быть оцененными в соответствии с этими добродетелями, что в свою очередь порождает наше желание быть такими же и в будущем. Стремления оставляют, образно говоря отпечатки (васаны) в нашем индивидуальном буддхи. Каждое мгновение мы что-либо делаем, чувствуем, мыслим, добавляя все новые отпечатки. После физической смерти наша духовная сущность воплощается в другом теле (реинкарнация), а васаны сохраняются, определяя нашу будущую жизнь. Пока сохраняется наша приверженность формам Пракрити, в буддхи добавляются все новые отпечатки, что и обеспечивает следующие рождения. Таким образом, мы находимся в череде перерождений (колесе сансары), вечно страдая в изменчивом мире Пракрити.
Освобождение от страданий возможно, и стремление к нему – есть наивысшая из возможных целей существования.
Через практику йоги и философские размышления человек постепенно, все лучше и лучше осознает свое высшее бытие, Пурушу, достигает полного духовного бесстрастия, перестает внутренне стремиться к чему-либо в материальном мире. Тогда его карма более не создается, и он приходит к обособленности Духа от материи, выходит из круга сансары и достигает абсолютного освобождения. Такой человек больше не будет рождаться, но он, возможно, еще будет продолжать жить в своей настоящей жизни, находясь в непрекращающемся осознании себя вечным и неподверженным изменениям Духом. Это состояние бога по своей сути равного Ишваре. Это бытие невозможно описать словами, но трудно представить бытие лучше того, в котором отсутствует даже сама потенциальная возможность страдания или какой-либо неудовлетворенности, и в то же время присутствует полное осознание.
Так достигается освобождение.
Благодаря философии йоги, можно поддерживать хорошую физическую форму и жить в гармонии с миром. Переводя с языка санскрита, слово «йога» означает «связь», связь души с Господом. Поэтому учение относится к духовной практике.
Почти 2000 лет йога для многих есть образец мудрости, ведущая к наивысшей жизненной цели. Это древнейшее учение о самосовершенствовании личности, которое пришло от арийцев. Философское учение йоги великолепно развивается до сих пор, открываются новые школы.
Практика является одной из драшан, шести ортодоксальных индийских школ, которые следуют духовным традициям Вед.
В философии классической йоги есть две основные категории, которые охватывают духовную и материальную субстанции:
- Пуруша (дух).
- Пракрити (материя).
Классическая практика имеет название «царская». Основал ее знаменитый Патанджали (основатель практики «Йога сутра») во втором столетии до нашей эры. Он показывал двойственность метафизики, которая рассматривает Дух или (собственное Я, Прушу) и Природу (Космос), как независимые Реальности.
Йога как философская наука, рассматривает внутренний и внешний мир личности единым целым. Поэтому человеческая сущность объединяет Пуруши и Пракрити.
Учение освобождает сознание от неправдивой идентификации. Если сказать по-другому, открывается духовное видение, которое заставляет «Я» вернуться к собственной природе.
Люди часто обособляют себя от окружающего мира, что приводит ум к страданиям. Йога помогает справиться с этим.
Опытные наставники утверждают, что практика Патанджали «Йога сутра» написана с целью освещения учения о смысле человеческой жизни и освобождения.
Что такое Освобождение
Это отделение духа (Пуруша) от материи (Пракрити). Из-за этого у человека появляются страдания. Люди стремятся привязаться к чему-либо, в целях получить удовольствие. Но каждое удовольствие имеет свойство заканчиваться. И чем оно сильнее, тем большее будет разочарование в будущем.
Йога успокаивает мечущийся ум и способствует тому, чтобы перенаправить энергию в разумные каналы. Процесс можно сравнить с гидроэлектростанцией на мощной реке. Если плотина и каналы выстроены разумно, то гидроэлектростанция будет иметь большой запас водных ресурсов, приносящий пользу во время засухи.
Человеческий ум так же под контролем. Энергия аккумулируется из Космоса, создающая большие силы для всестороннего развития человека. Ум человека успокоить очень нелегко – сравнивают с усилиями для остановки горной реки.
Применяя йогу на различных стадиях, формируется особая сила.
Патанджали утверждал, что достигнуть освобождения можно только через умение отличать «Я «от мира физического и собственного тела, ума, индивидуальности.
Достичь этого можно с помощью духовного учителя, путем подавления и ограничения функций тела, чувств, интеллекта, индивидуальности (личное Я). Но одновременно обладать самосознанием, опытом Пуруши (трансцендентный дух).
Я – выше нежели ум, тело, чувства, интеллект, радость, страдание. Это и есть осознание самого Я, как духа бессмертности, находящегося за пределами зла, страданий, разрушений, смерти. Это и есть состояние Свободы.
Йогическая система является путем саморазвития для тех, кто идет по велению духа и искренне стремится к этому. Так, практика Санкхьи уделяет больше внимание умению отличать Я от остального мира, как цель к Освобождению.
Философия учения нацеливает на практические методы очищения, концентрирования, чтобы отличать Я от разума и тела.
Свойства философии йоги
Йога объединяет в себе духовность и физические упражнения, что способно развивать личность в разных направлениях (психически, духовно, физически).
Философия ее имеет такие свойства:
- Духовность – с помощью осознания раскрывается и постигается бытие.
- Этичность – воспитывается добродетельность, где важный аспект отсутствие насилия.
- Эмоциональность – развиваются благодетельные качества (любовь, доброта).
- Практичность – умение управлять собственным телом.
- Интеллектуальность – применение сила разума.
Йога является одним из направлений духовности Индии, это философская школа. Элементы ее можно встретить в ортодоксальных школах, буддизме, сикхизме и других современных направлениях. Основой многих из них является классическая йога.
Цель йоги
С помощью йоги человек получает знания об истине реальности, которая спрятана от каждой души с момента рождения. Она всесторонне изменяет человека, трансформируя его сознание через осознание своей божественной природы.
Древние мудрецы утверждали, что реальность – это не только Вселенная, но и сама личность (Атман). Многогранность мира проявляется в единой трансцендентной Реальности (Брахман). Пройти эту реальность – приблизиться к высшей цели йоги Самадхи.
Достижение Самадхи означает стирание границ между личностью и ее оболочкой, между человеком и временным пространством исчезают расстояния. Прошлого и будущего нет, есть только настоящее.
Философия основных йогических направлений
Сегодня существует много йогических направлений. Каждое из них имеет три составляющих:
- Упражнения.
- Дыхательные практики.
- Медитации.
Они не могут существовать друг без друга. Эффект от упражнений и дыхательной гимнастики будет только тогда, когда человек активизирует свои духовные способности.
Каждое направление в йоге имеет свою философию. Вот краткое описание философии наиболее популярных видов:
- Хатха йога соединяет физическое совершенство и душевный покой. Достигается это не только специальными асанами, дыхательной практикой, но и медитацией. Так обретается гармония тела с окружающим миром.
- Аштанга направляет неиссякаемую человеческую энергию в правильное русло для достижения душевного равновесия.
- Кундалини йога нацеливает на то, что каждый человек имеет право на счастье. Для этого нужно умиротворение и жить в гармонии с миром.
- С помощью Винни йоги человек залечивать не только физические травмы, но и душевные. Практика Винни избавляет человека от страхов, плохих воспоминаний, открывает мир радости и счастья.
В любом выбранном виде йоги важно работать не только над своим телом, но и над разумом. Каждая асана пропитана философией, поэтому упражнения не должны выполняться механически. Нужно разобраться в своих ошибках, со своим подсознанием. В этом помогают дыхательные практики, асаны, медитации. Это сделать непросто. Но применяя усилия, целенаправленность, сосредоточенность, человек получит в награду здоровое тело и здоровый дух.