Как смело утверждает Жиляев А.С. «спорт в широком понимании представляет собой собственно соревновательную деятельность, процесс специальной подготовки к достижениям в ней, а также специфические межчеловеческие отношения, поведенческие нормы и достижения в сфере этой деятельности».
По мнению Л.П.Матвеева в таком широком понимании спорт «представляется весьма сложным многофункциональным и многообразным явлением социальной реальности, занимающим незаурядное место в физической и духовной культуре общества» .
С определенных позиций, спорт, использующий двигательную деятельность как фактор физического совершенствования и направленного развития физической дееспособности населения, является составной частью физической культуры. Однако следует отметить, что некоторые виды спорта не связаны непосредственно с высокой физической активностью (радиоспорт, шахматы и т.д.). Наряду с этим, занятиям физической культурой не всегда свойственна ярко выраженная «достиженческая» соревновательная деятельность. Именно поэтому справедливо дифференцировать физическую культуру и спорт как различные понятия.
Кудрящев В.Г. указывает, что, спорт - это «исторически сложившаяся область человеческой деятельности, связанная с выявлением в ходе соревнований победителя, спортивных достижений и результатов» . Обязательное условие спорта - состязание. Соревновательный результат в спорте достигается при высокоактивных двигательных действиях и поэтому напрямую зависит от возможностей спортсмена - функциональных возможностей, физической подготовки и физического развития, технической, тактической и психологической подготовленности.
Спорт имеет не только собственную соревновательную деятельность, но и широкие возможности для включения человека в межличностные отношения. В широком смысле он охватывает соревновательную деятельность, межличностные отношения, поведенческие нормы, которые складываются на основе этой деятельности.
Многосторонняя значимость спорта решается через его функции в обществе. Выделяют следующие среди них :
соревновательную, обеспечивающую выявление сильнейшего, определяющую уровень спортивной подготовленности и резервные возможности в экстремальных условиях, включающую разработку системы подготовки спортсменов к соревновательной деятельности и др.;
воспитательную, обеспечивающую, с одной стороны, повышение соревновательной деятельности спортсменов, а с другой, воспитание социально активной личности;
повышающую физическую активность, способствующую подготовке к различным видам общественной деятельности и призванную содействовать всестороннему развитию человека;
оздоровительную, направленную на укрепление и сохранение здоровья;
рекреационную, позволяющую использовать спорт как средство активного отдыха людей;
производственную, направленную на профессиональную подготовку и повышение производительности труда за счет укрепления здоровья, улучшения физического развития, приобретения жизненно необходимых умений и навыков;
Познавательную - использование спортивной деятельности в качестве модели для изучения максимальных возможностей организма в условиях соревнования;
укрепляющую дружеские отношения между странами и народам;
зрелищную - удовлетворение желания миллионов людей стать свидетелями спортивных соревнований;
экономическую - обеспечение финансовыми средствами развитее спорта внутри страны, установление внешнеэкономических связей;
престижную - использование достижений в спорте для повышения престижа страны;
Современный спорт подразделяется на массовый (любительский) и спорт высших достижений (профессиональный).
Массовый, любительский или общедоступный спорт включает школьно-студенческий, профессионально-прикладной, физкультурно-кондиционный, оздоровительно-рекреативный .
В зависимости от направленности занятии в массовом спорте в процессе систематических занятии решаются следующие задачи : образовательные, воспитательные, оздоровительные, профессионально-прикладные, рекреативные, повышения своего физического состояния (кондиции). Он дает возможность людям укреплять здоровье, совершенствовать физические качества и двигательные возможности, способствует долголетию.
Профессиональная спортивная деятельность, направленная на высшие достижения, занимает основное время спортсмена, накладывая отпечаток на его образ жизни.
Высокие спортивные результаты и победы являются достоянием любой страны, т.к. рекорды и победы укрепляют ее авторитет на международном уровне. Миллионы зрителей, сидя на стадионах или у телевизоров становятся свидетелями различных соревнований. Олимпийские игры, чемпионаты мира, мировые рекорды стали духовными ценностями, которые притягивают миллионы болельщиков. Но не все знают, какой труд стоит за победами и рекордами. Выступления на соревнованиях требуют от спортсменов максимального напряжения всех систем организма. Кстати, общая годовая тренировочная и соревновательная нагрузка у спортсменов составляет до 1500 часов и занимает более 300 дней.
Таким образом, основные критерии эффективности в спорте высших достижений - победы на международных соревнованиях, мировые рекорды, призовые места. По этим критериям оценивается деятельность спортсмена, команды, тренера, обслуживающего персонала и спортивного клуба.
Класификация спорта,противоречия современного спорта.
Развитие спортивного движения во всем мире привело к возникновению и формированию более двухсот самостоятельных видов спорта. В нашей стране культивируются около ста пятидесяти из них. При этом многие виды спорта включают в себя несколько соревновательных дисциплин, каждая из которых характеризуется особым составом действий, собственными способами ведения спортивной борьбы и правилами проведения состязаний.
В Олимпийской хартии вид спорта определяется как исторически сложившийся тип соревновательной деятельности, сформировавшийся как самостоятельная ее составляющая (легкая атлетика, плавание, борьба, футбол, гимнастика и т.д.). Он может включать в себя одну или несколько спортивных дисциплин.
Антипов А.Ф. смело утверждает, что «спортивная дисциплина - это составная часть вида спорта, курируемого одной спортивной федерацией, которая отличается от других входящих в вид спорта дисциплин формой или содержанием соревновательной деятельности (ходьба, бег, прыжки и метания в легкой атлетике; греко римская и вольная борьба; художественная и спортивная гимнастика и т.д.)».
Соревновательная дисциплина это вид соревновательной деятельности, в котором проводятся состязания спортсменов.
При изучении общих и частных закономерностей спортивной деятельности, безусловно, необходима систематизация видов спорта по наиболее характерным для них признакам.
В наиболее широко известной классификации Л.П.Матвеева предлагается подразделять виды спорта по особенностям предмета состязаний и характеру двигательной активности на 6 групп :
Виды спорта, для которых характерна активная двигательная деятельность с предельным проявлением физических и психических качеств занимающихся (большинство видов спорта).
Виды спорта, основа которых заключается в действиях по управлению специальными техническими средствами передвижения (автомобиль, мотоцикл, яхта, самолет и др.).
Виды спорта, двигательная активность в которых лимитируется условиями регламентированного поражения цели из специального оружия (стрельба пулевая, стрельба из лука, дартс и т.д.).
Виды спорта, в основе которых лежит модельно конструкторская деятельность спортсмена (авиамодельный, судомодельный и т.д.).
Виды спорта, смысловое содержание которых заключается в абстрактно логическом обыгрывании соперника (шашки, шахматы, бридж и т. д.).
Виды спорта, основу которых составляют двигательные действия, входящие в различные виды спорта (спортивное ориентирование, биатлон, морское многоборье, современное пятиборье и т.д.).
В спортивной практике виды спорта и отдельные спортивные дисциплины, входящие в основном в первую группу, могут также классифицироваться по характерному типу проявления физических и технико-тактических способностей занимающихся на 6 подгрупп :
скоростно-силовые (прыжки, метания, спринтерский бег, тяжелая атлетика, велосипедный спринт и т.д.);
циклические (требующие преимущественного проявления выносливости локомоции: бег, плавание, лыжные гонки, гребля, шоссейные велогонки и т.д.);
сложно координационные (гимнастика, прыжки в воду, фигурное катание, акробатика, горнолыжный спорт и т.д.);
спортивные игры (футбол, волейбол, водное поло, теннис и т.д.);
единоборства (бокс, борьба, фехтование и т.д.);
многоборья.
Таким образом, на сегодняшний день существует большое количество классификаций видов спорта.
Сущность и значение спорта
Спорт как многогранное общественное явление является сферой подготовки человека к трудовой и другим видам деятельности, удовлетворения духовных запросов общества, упрочения и расширения интернациональных связей, а также одним из важных средств эстетического воспитания.
Спорт – это игровая соревновательная деятельность, направленная на достижение наивысшего результата.
Спорт имеет ряд специфических особенностей:
· Направленность к высшим достижениям;
· Наличие спортивных соревнований и участие в них;
· Углубленная специализация;
· Наличие поощрений в спорте;
· Содружество тренера и спортсмена.
Как известно, соревновательный момент имеет место и в других видах человеческой деятельности (конкурсы в музыке, искусстве). Однако здесь соревнования выступают всегда лишь в качестве одного из способов стимулирования активности людей. Исключение состязательного момента из деятельности певца, художника, артиста не разрушит существа их деятельности. Спортивная деятельность без своего главного составного элемента – соревнования полностью утрачивает свою специфику.
Во всем мире спорт развивается по следующим направлениям:
· Массовый или базовый спорт;
· Спорт высших достижений;
· Профессиональный спорт.
Базовый спорт характеризуется относительно невысокими спортивными результатами и значительной массовостью. На этом уровне достижений подготовка спортсменов осуществляется в свободное от их основной деятельности время, проходит под руководством тренеров различной квалификации. Режим тренировки и ее структура часто регламентируются возможностями эксплуатации спортивной базы. Значительное место отводится решению оздоровительных задач, рациональной организации свободного времени, а также подготовки к трудовой деятельности.
Спорт высших достижений связан со стремлением к достижению наиболее высоких спортивных результатов. Подготовка проводится под руководством тренеров высшей квалификации, в ней используются новейшие достижения науки и техники, применяются большие тренировочные и соревновательные нагрузки, а спортсмены проходят тщательный отбор.
Профессиональный спорт развивается как по законам бизнеса, так и по законам спорта в той мере, в какой их можно воплотить в подготовке спортсменов – профессионалов. В данном случае спорт является профессией, и каждый спортсмен получает материальное вознаграждение в соответствии со «стоимостью» атлета на «спортивном рынке».
Велико значение спорта:
· Спорт является одним из средств воспитания личности.
· Ведет борьбу с вредными привычками.
· Пропагандирует здоровый образ жизни.
· Улучшает и сохраняет физическое состояние человека.
· Подготовка человека к трудовой и военной деятельности.
Спорт – это сложное и многогранное явление. Он связан со всеми сторонами общественной жизни людей: политикой, экономикой, культурой, образованием и выполняет ряд функций:
1. Эталонная функция – выражается в том, что уровень спортивных достижений служит своего рода мерилом, образцом максимального развития спортивных способностей человека в конкретном виде спорта, а вместе с тем и ориентиром на пути к дальнейшему раскрытию и совершенствованию потенциальных резервов человека.
2. Спортивно-престижная функция – спорт является важным фактором самоутверждения личности в обществе, поднятие международного престижа страны.
3. Зрелищная функция – «язык» спорта понятен любому человеку. В основе зрелищной привлекательности спорта лежит присущая ему высокая эмоциональность, острота, напряженность, честность, красота, мужественность и бескомпромиссность борьбы за победу.
4. Эстетическая функция – в процессе спортивных занятий у спортсменов формируются определенные эстетические чувства, вкусы, идеалы. Это находит выражение в красоте телосложения, в красоте исполнения, артистичности и выразительности технико-тактических приемов и комбинаций.
Сущность спортивной тренировки
Спортивная тренировка – это составная часть подготовки спортсмена.
Спортивная тренировка – это специализированный процесс физического воспитания, направленный на достижение максимального результата при постоянном врачебно-педагогическом контроле и рациональном режиме.
Положительный эффект тренировки должен выражаться в повышенном уровне функциональных возможностей организма спортсмена, общей и специфической работоспособности, в большей степени совершенства двигательных умений и навыков. Эти характеристики состояния спортсмена определяют его тренированность.
Тренированность – это степень адаптации организма спортсмена к физическим нагрузкам.
«Спортивная подготовка» это более емкое понятие, чем «спортивная тренировка».
Спортивная подготовка – это совокупность всех используемых средств, методов, форм и других факторов для достижения спортивных результатов.
Состояние, достигнутое в результате спортивной подготовки, называется спортивной подготовленностью.
Спортивная подготовленность – это комплексный результат физической подготовки, тактической подготовки, психической подготовки, т.е. если спортсмен выполняет какие-либо упражнения, то это значит, что в ходе подготовки осуществляется спортивная тренировка. Если же он, например, изучает особенности соревновательной деятельности соперников путем просмотра видеозаписей, то в этот момент подготовка проводится, а тренировка- нет.
Одним из результатов спортивной тренировки является приобретение спортивной формы.
Спортивная форма – это оптимальная и наилучшая готовность к достижению высокого спортивного результата.
Для спортивной формы характерна фазовость развития.
1. Фаза приобретения спортивной формы (соответствует окончанию подготовительного периода). В этой фазе решается задача достижения спортивной формы путем постепенного перехода от общей к специальной физической подготовке, а затем включения в нее все большего объема задания технической и тактической направленности.
2. Фаза стабилизации спортивной формы. Цель данной фазы заключается в сохранении спортивной формы и на основе этого – реализация ее в максимальных результатах. Однако сам по себе факт вхождения в спортивную форму еще не гарантирует высоких результатов, т.к. соревновательный потенциал при этом может не соответствовать требованиям планируемых достижений.
3. Фаза временной утраты спортивной формы (характерна для переходного периода).
Основным специфическим средством спортивной тренировки являются тренировочные упражнения.
Весь комплекс средств спортивной тренировки, применяемый в процессе подготовки спортсменов, можно разделить на общеподготовительный, специально-подготовительный и соревновательные упражнения.
К соревновательным упражнениям относятся собственно соревновательные упражнения и их тренировочные формы. Например, в легкой атлетике к ним относятся различные виды метаний: копья, диска, молота и т.д. Очевидно, что в одних видах спорта возможный набор соревновательных упражнений ограничен (бег, прыжки, плавание), а в других – значительно шире (спортивные игры).
Специально-подготовительные упражнения обязательно имеют сходство с соревновательными по структуре движения или его отдельных фаз, пространственным, пространственно-временным, временным характеристикам, по преимущественному проявлению физических способностей. Например, к числу специально-подготовительных упражнений бегуна относится бег по отрезкам избранной дистанции; у гимнастов – выполнение элементов и связок соревновательных комбинаций; у футболистов – индивидуальные, групповые и командные действия и комбинации с мячом и без мяча. Подбор специально-подготовительных упражнений определяется спецификой избранного вида спорта, а поэтому круг этих упражнений обычно сравнительно ограничен.
Наиболее широким является набор общеподготовительных упражнений. Круг общеподготовительных упражнений достаточно широк и многообразен. При их выборе важно соблюдать следующие требования:
· Упражнения должны обеспечивать всестороннее развитие спортсмена;
· Они должны вместе с тем отражать особенности спортивной специализации.
В связи с этим общепедагогические упражнения должны оказывать положительное влияние на развитие тех качеств и навыков, которые влияют на формирование специфических способностей спортсмена. Кроме того, использование таких упражнений способствует уменьшению монотонности тренировки и может служить целям активного отдыха.
Кроме того, в спортивной тренировке используются и дополнительные средства: тренажеры, разнообразные средства ускорения восстановительных процессов, средства обеспечения наглядности и т.д.
Методы спортивной тренировки.
В процессе спортивной тренировки используют специфические и неспецифические методы физического воспитания.
К общепедагогическим методам , применяемым в спортивной тренировке, относятся рассказ, объяснение, беседа, анализ, обсуждение и др. Обязательно используется специальная терминология. Эффективность тренировочного процесса во многом зависит от умелого использования указаний, команд, замечаний, словесных оценок и разъяснений. Наиболее точно программировать результат выполнения тренировочного задания позволяет метод строго регламентированного упражнения, в котором задаются способ выполнения упражнения, дистанция, скорость движения. При использовании данного метода разучивание движения в целом осуществляется при освоении относительно простых упражнений, а также сложных движений, разделение которых на части невозможно. Однако при освоении целостного движения внимание спортсменов акцентируют последовательно на рациональном выполнении отдельных элементов целостного двигательного акта. При разучивании более или менее сложных движений, которые можно разделить на относительно самостоятельные части, освоение спортивной техники осуществляется по частям. При применении данного метода большая роль отводится подводящим и имитационным упражнениям.
Такие характерные черты соревновательного метода, как элементы соперничества с установкой на достижение лучшего результата (по скорости, точности движений, количеству повторений и т.д.) позволяют, прежде всего, повышать активность занимающихся, уменьшать монотонность тренировки, а также готовить спортсменов к успешным действиям в условиях ответственных соревнований.
При использовании соревновательного метода следует широко варьировать условия проведения соревнований, с тем чтобы максимально приблизить их к тем требованиям, которые в наибольшей мере способствуют решению поставленных задач.
Игровой метод используется в процессе спортивной тренировки не только для начального обучения движениям или избирательного воздействия на отдельные способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях. В наибольшей мере он позволяет совершенствовать такие качества и способности, как ловкость, находчивость, быстрота ориентировки, самостоятельность, инициатива.
Для повышения аэробных возможностей, воспитания специальной выносливости к работе средней и большой длительности используют методы в режиме непрерывной нагрузки: равномерный, переменный и метод темповой тренировки. В качестве примера можно привести бег на дистанциях 5000 м и 10 000 м как с равномерной, так и с переменной интенсивностью. Данное упражнение будет способствовать, как правило, повышению аэробной производительности спортсменов, развитию их выносливости к длительной работе.
Широко применяются в спортивной практике методы в режиме интервальной нагрузки: повторный, вариативный и метод прогрессирующего упражнения. В качестве примеров можно привести типичные серии (повторный метод), направленные на совершенствование специальной выносливости: 10х400; 10х1000 м- в беге. Примером вариативного метода могут служить серии для совершенствования спринтерских качеств в беге: 3х60 м с максимальной скоростью, отдых – 3-5 минут, 30 м с ходу с максимальной скоростью, медленный бег – 200 метров. Примером метода прогрессирующего упражнения являются комплексы, предполагающие последовательное прохождение отрезков возрастающей длины (например, пробегание отрезков 400 м + 800 м + 1200 м + 2000 м) либо стандартной длины при возрастающей скорости (например, шестикратное проплывание дистанции 200 метров с результатами – 2 мин 14 с; 2 мин 12 с; 2 мин 10 с; 2 мин 08 с; 2 мин 06 с; 2 мин 04 с).
В спортивной практике используется метод круговой тренировки, направленный на комплексное совершенствование физических качеств.
Формы организации спортивной тренировки разнообразны. Это может быть: урок (учебный, тренировочный, учебно-тренировочный), самостоятельная тренировка, утренняя специальная гимнастика, учебно-тренировочные сборы, соревнования.
Основные стороны подготовки спортсмена.
Теоретическая подготовка.
В подготовке спортсменов важную роль играет их теоретическая подготовка. Она направлена на осмысление сути спортивной деятельности, непосредственно связанных с ней явлений, процессов. Теоретическая подготовка имеет самое прямое отношение к формированию мотивации спортсменов, его волевой и специальной психологической подготовке, обучению спортивной технике и тактике, развитию физических способностей, усвоению спортсменом необходимых знаний, без которых нельзя принимать правильные решения в ходе состязаний. Передача и усвоение знаний в процессе теоретических занятий происходят в тех же формах, какие характерны для умственного образования (лекции, семинары, беседы, самостоятельное изучение литературы).
Психическая подготовка.
Психическая подготовка – это система психолого-педагогических воздействий, применяемых с целью формирования и совершенствования у спортсменов свойств личности и психических качеств, необходимых для успешного выполнения тренировочной деятельности, подготовки к соревнованиям и надежного выступления в них. Психическая подготовка помогает создавать такое психическое состояние, которое способствует, с одной стороны, наибольшему использованию физической и технической подготовленности, а с другой – позволяет противостоять предсоревновательным и соревновательным сбивающим факторам (неуверенность в своих силах, страх перед возможным поражением, скованность, перевозбуждение).
Выделяют общую и специальную психическую подготовку.
Общая психическая подготовка заключается в том, что она направлена на развитие и совершенствование у спортсменов именно тех психических функций и качеств, которые необходимы для успешных занятий в избранном виде спорта. Например, одним из важнейших компонентов психической подготовки спортсмена является воспитание воли. В спортивной деятельности волевые качества (целеустремленность, настойчивость и упорство, решительность и смелость, выдержка и самообладание) проявляются в преодолении препятствий. Примерами могут служить протяженность дистанции, сопротивление соперника, метеорологические условия, большая величина тренировочной нагрузки, сложность разучиваемого действия и т.д. Этот вид подготовки предусматривает также обучение приемам активной саморегуляции психических состояний с целью формирования эмоциональной устойчивости к экстремальным условиям спортивной борьбы, воспитания способности быстро снимать последствия нервного и физического перенапряжения, произвольно управлять режимом сна.
Общая физическая подготовка осуществляется в процессе тренировок. Она проводится параллельно с технической, тактической подготовкой.
Специальная психическая подготовка направлена главным образом на формирование у спортсмена психологической готовности к участию в конкретном соревновании. Психологическая готовность к соревнованиям характеризуется уверенностью спортсмена в своих силах, стремлением до конца бороться за достижение намеченной цели, оптимальным уровнем эмоционального возбуждения, высокой степенью устойчивости по отношению к различным неблагоприятным внешним и внутренним влияниям, способностью произвольно управлять своими действиями, чувствами, своим поведением в изменяющихся условиях спортивной борьбы.
Физическая подготовка.
Физическая подготовка спортсмена направлена на укрепление и сохранение здоровья, формирование телосложения спортсмена, повышение функциональных возможностей организма, развитие физических способностей. Она подразделяется на общую и специальную физическую подготовку . Общая физическая подготовка предполагает разностороннее развитие физических качеств, функциональных возможностей и систем организма спортсмена. Благодаря общей физической подготовке спортсмен приобретает необходимый запас двигательных умений и навыков для последующей технической подготовки и обеспечивает себе такой уровень работоспособности, который позволяет успешно проводить специальную физическую, техническую и тактическую подготовку. Например, если у толкателя ядра недостаточен уровень аэробной выносливости, то он будет быстро утомляться при выполнении серий скоростно-силовых упражнений. Общая физическая подготовка должна проводиться в течении всего годичного цикла тренировки. Средствами общей физической подготовки являются физические упражнения, оказывающие общее воздействие на организм и личность спортсмена. К их числу относятся различные передвижения – бег, ходьба на лыжах, плавание, подвижные и спортивные игры и т.д.
Специальная физическая подготовка заключается в таком воспитании двигательных способностей, которое обеспечивает спортсмену возможность успешно действовать в условиях соревнований в избранном виде спорта. Основными средствами специальной физической подготовки являются соревновательные упражнения и специально - подготовительные упражнения.
Техническая подготовка.
Техническая подготовка включает в себя обучение спортивной технике и ее совершенствование. Техническая подготовленность спортсмена характеризуется тем, что он умеет выполнять и как владеет техникой освоенных действий. Достаточно высокий уровень технической подготовленности называют техническим мастерством. Условно различают общую и специальную техническую подготовку.
Задачи общей технической подготовки заключаются в расширении базы двигательных умений и навыков, а также в воспитании двигательно-координационных способностей, которые содействуют техническому совершенствованию в избранном виде спорта.
Основной задачей специально-технической подготовки является формирование таких умений и навыков выполнения соревновательных действий, которые позволяют сопернику с наибольшей эффективностью использовать свои возможности в соревнованиях.
Важным компонентом технической подготовки является обеспечение оптимальной готовности к разучиванию действий. Если спортсмен не обладает достаточной физической подготовленностью, то техника неизбежно будет искажаться.
Еще одной особенностью технической подготовки является необходимость срочного выявления и устранения ошибок. Поэтому формирование двигательного умения (на этапе начального разучивания) и особенно навыка (на этапе углубленного разучивания) должно обязательно сопровождаться тщательным контролем правильности движения.
Средствами технической подготовки служат собственно соревновательные упражнения и их тренировочные формы.
Тактическая подготовка.
Тактическая подготовка – это процесс, направленный на овладение рациональными формами ведения спортивной борьбы в процессе специфической соревновательной деятельности. Высокое тактическое мастерство спортсмена базируется на хорошем уровне технической, физической, психической подготовленности.
Под тактическими знаниями спортсмена подразумеваются сведения о принципах и рациональных формах тактики, выработанных в избранном виде спорта. Различают два вида тактической подготовки: общую и специальную.
Общая тактическая подготовка направлена на овладение знаниями и тактическими навыками, необходимыми для успеха в спортивных соревнованиях в избранном виде спорта.
Специальная тактическая подготовка направлена на овладении знаниями и тактическими действиями, необходимыми для успешного выступления в конкретных соревнованиях и против конкретного соперника.
Слово «спорт» пришло в русский язык из английского (sport) -вольного сокращения первоначального слова disport - игра, развлечение. Вот эта первооснова английского слова и вносит разночтение, отсюда - различное толкование термина «спорт». В зарубежной печати с этим понятием объединяется «физическая культура» в ее оздоровительном, рекреационном (восстановительном) аспектах. В отечественной популярной периодике и литературе, на телевидении и радио физическая культура и спорт трактуются по-разному, но иногда отождествляются. Однако в специальной литературе по физической культуре и спорту каждое из этих понятий имеет четкое определение.
Спорт - часть физической культуры. В нем человек стремится расширить границы своих возможностей, это огромный эмоций, порождаемых успехами и неудачами, популярнейшее зрелище, действенное средство воспитания и самовоспитания человек нем присутствует сложнейший процесс межчеловеческих отношений.
Спорт - это собственно соревновательная деятельность и специальная подготовка к ней. Он живет по определенным правилам и норд поведения. В нем ярко проявляется стремление к победе, достижениям высоких результатов, требующих мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека. Поэтому часто говорят о спортивном характере людей, успешно проявляющих себя в состязаниях. Удовлетворяя многие потребности человека, занятия спортом становятся физической и духовной необходимостью.
«Cпорт» - обобщенное понятие, обозначающее один из компонентов физической культуры общества, исторически сложившийся в форме соревновательной деятельности и специальной практики подготовки человека к соревнованиям.
Спорт от физической культуры отличается тем, что в нем имеется обязательная соревновательная компонента. И физкультурник, и спортсмен могут использовать в своих занятиях и тренировках одни и те же физические упражнения (например, бег), но при этом спортсмен всегда сравнивает свои достижения в физическом совершенствовании с успехами других спортсменов в очных соревнованиях. Занятия же физкультурника направлены лишь на личное совершенствование безотносительно к достижениям в этой области других занимающихся. Вот почему мы не можем назвать спортсменом бодрого старичка, передвигающегося по аллеям сквера «джогингом» - смесью быстрой ходьбы и медленного бега. Этот уважаемый человек не спортсмен, он физкультурник, использующий ходьбу и бег для поддержания своего здоровья и работоспособности.
Однако все эти рассуждения и примеры хотя и помогают договориться о едином толковании отдельных понятий, но не раскрывают всю многогранность такого общественного явления, каким является современный спорт. Он выступает во многих ипостасях: как средство оздоровления, и как средство психофизического совершенствования, и как действенное средство отдыха и восстановления работоспособности, и как зрелище, и как профессиональный труд.
Современный спорт подразделяется на массовый и спорт высших достижений. Именно многогранность современного спорта заставила ввести эти дополнительные понятия, раскрывающие сущность его отдельных направлений, их принципиальное отличие.
2. ОПТИМАЛЬНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ И ЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЗДОРОВЬЕ И РАБОТОСПОСОБНОСТЬ
Современные сложные условия жизни диктуют более высокие требования к биологическим и социальным возможностям человека. Всестороннее развитие физических способностей людей с помощью организованной двигательной активности (физической тренировки) помогает сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышает работоспособность, укрепляет здоровье, позволяет в рамках короткого рабочего дня выполнить все намеченные дела.
Мышцы составляют 40-45% массы тела человека. За время эволюционного развития функция мышечного движения подчинила себе строение, функции и всю жизнедеятельность других органов, систем организма, поэтому он очень чутко реагирует как на снижение двигательной активности, так и на тяжелые, непосильные физические нагрузки.
Систематическое, соответствующее полу, возрасту и состоянию здоровья, использование физических нагрузок — один из обязательных факторов здорового режима жизни. Физические нагрузки представляют собой сочетание разнообразных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни, а также организованных или самостоятельных занятий физической культурой и спортом, объединенных термином «двигательная активность». У большого числа людей, занимающихся умственной деятельностью, наблюдается ограничение двигательной активности.
Специалист, завершивший обучение по дисциплине «Физическая культура», должен обнаружить мотивационно-ценностное отношение к физической культуре, сформированную потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом, в физическом самосовершенствовании.
3. СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Специальная физическая подготовка - это процесс воспитания физических качеств, обеспечивающий преимущественное развитие тех двигательных способностей, которые необходимы для конкретной спортивной дисциплины (вида спорта) или вида трудовой деятельности.
Специальная физическая подготовка весьма разнообразна по своей направленности, однако все ее виды можно свести к двум основным группам:
– спортивная подготовка;
– профессионально-прикладная физическая подготовка.
Спортивная подготовка (тренировка) - это целесообразное использование знаний, средств, методов и условий, позволяющее направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к спортивным достижениям.
В настоящее время спорт развивается по двум направлениям, имеющим различную целевую направленность, - массовый спорт и спорт высших достижений. Их цели и задачи отличаются друг от друга, однако четкой границы между ними не существует из-за естественного перехода части тренирующихся из массового спорта в «большой» и обратно.
Цель подготовки в сфере спорта высших достижений - добиться максимально высоких результатов в соревновательной деятельности.
Однако, что касается средств, методов, принципов спортивной подготовки (тренировки), то они аналогичны как в массовом спорте, так и в спорте высших достижений. Принципиально общей является и структура подготовки спортсменов, тренирующихся и функционирующих в сфере массового спорта и спорта высших достижений.
Структура подготовленности спортсмена
включает технический, физический, тактический и психический элементы.
Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) – разновидность специальной физической подготовки, оформившаяся в самостоятельное направление физического воспитания и нацеленная на психофизическую подготовку человека к профессиональному труду.
4. ИЗМЕНЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ ПОД ВЛИЯНИЕМ РАЗЛИЧНЫХ РЕЖИМОВ И УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ
В процессе умственного труда основная нагрузка приходится на центральную нервную систему, ее высший отдел - головной мозг, обеспечивающий протекание психических процессов - восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоций. В среднем масса мозга составляет 2- 2,5% общей массы тела, однако кислорода мозг потребляет до 15-20% используемого организмом. В течение 1 мин мозгу необходимо 40- 50 см 3 кислорода, что свидетельствует о высокой интенсивности обменных процессов в нем. Для этого мозг должен иметь высокий уровень стабильности кровообращения. Тем не менее энергетический баланс организма при умственной деятельности изменяется незначительно - на 500-1000 ккал выше, чем уровень основного обмена.
Выявлено отрицательное воздействие на организм длительного пребывания в характерной для лиц умственного труда «сидячей» позе. При этом кровь скапливается в сосудах, расположенных ниже сердца. Уменьшается объем циркулирующей крови, что ухудшает кровоснаб-. жение ряда органов, в том числе мозга. Ухудшается венозное кровообращение. Когда мышцы не работают, вены переполняются кровью, движение ее замедляется. Сосуды быстрее теряют свою эластичность, растягиваются. Ухудшается движение крови и по сонным артериям го- : лобного мозга. Помимо этого, уменьшение размаха движений диафрагмы отрицательно сказывается на функции дыхательной системы. Кратковременная интенсивная умственная работа вызывает учащение сердечных сокращений, длительная работа - замедление. Иное дело, когда умственная деятельность связана с эмоциональными факторами, нервно-психическим напряжением. Все то, что обозначается как неприятности, волнения, нетерпение, все условные рефлексы на I обстановку, в которой неоднократно действовали «отрицательные эмоции», напряженная работа в условиях дефицита времени, высокой ответственности за результат, - все это неизменно сказывается на 1 циркуляторном аппарате кровообращения.
Так, до начала учебной работы у студентов была зафиксирована частота пульса, в среднем, 70,6 удар/мин; при выполнении относительно спокойной учебной работы - 77,4 удар/мин. Такая же работа средней степени напряженности повысила пульс до 83,5 удар/мин, а при сильном напряжении до 93,1 удар/мин. У переводчиков, занятых синхронным переводом, зафиксирована частота сердцебиений до 160 удар/мин. У научных сотрудников во время выступления на коаЯ ференциях наблюдалось повышение индекса напряженности сердечной деятельности от 200 до 1300%. У преподавателей после лекций обнаружены заметные гормональные изменения. Если умственная работа без резко выраженного эмоционального компонента ведет к увеличению выделения надпочечниками адреналина в кровь на 20%, то при стрессовых ситуациях - на 50-300% (содержание же норадреналина в крови возрастает только при значительных эмоциональных напряжениях).
При эмоционально напряженном труде дыхание становится неравномерным. Насыщение крови кислородом может снижаться на 80%. Изменяется морфологический состав крови (количество лейкоцитов повышается до 8000-9000, уменьшается свертываемость крови, нарушается терморегуляция организма, что приводит к усиленному потоотделению - более интенсивному при отрицательных эмоциях, чем при положительных).
Все эти изменения часто более выраженно проявляются у студентов дневных отделений, вынужденных совмещать учебу с подработкой, у студентов вечерних отделений, а также у тех, кому не удается совместить время учебной деятельности со своим биоритмологическим оптимумом; наконец у тех, кто имеет существенные отклонения в здоровой организации своей жизнедеятельности.
В процессе длительной и напряженной учебной деятельности наступает состояние утомления, как нормальная реакция организма на выполняемую работу. Объективно она характеризует снижение возможностей организма успешно продолжать ее. Утомлению сопутствует субъективное чувство - усталость. Утомление часто смешивают с усталостью, считая ее легкой степенью первого.- Усталость - психическое явление, переживание, вызванное утомлением. Степень усталости и утомления может не совпадать из-за положительного или отрицательного эмоционального фона деятельности. Однако усталость, по определению А.А. Ухтомского, чуткий «натуральный предупредитель о начинающемся утомлении». Усталость может нарастать при неудовлетворенности работой, непонимании ее значения, неудачах в ней. Наоборот, успешное завершение работы или какого-то ее этапа снижает чувство усталости. Чувство усталости можно снять эмоциями, сосредоточением внимания, усилением интереса к работе. Бывают состояния усталости, при которых еще можно совершать умственную работу, но в ней уже не обнаруживаются творческие начала. Усталый человек может выполнять такую работу относительно долго. Затем наступает другой период, сопровождаемый чувством напряжения, когда для выполнения работы необходимо волевое усилие. Дальнейшее продолжение работы в таком состоянии приводит к появлению чувства неудовольствия, нередко носящего оттенок раздражения.
Степень усталости студент может оценить баллами: не устал -О баллов, легкая усталость - 1, средняя усталость - 2, сильная усталость - 3, очень сильная усталость - 4
балла. Если через каждые два часа работы оценивать степень усталости в баллах, можно получить картину ее изменений. Это позволит более эффективно и рационально распределять учебную нагрузку и оценивать влияние средств, направленных на компенсацию усталости.
При утомлении деятельность внешних органов чувств или заметно повышается, или до крайности ослабевает; снижается сила памяти быстро исчезает из памяти то, что незадолго до этого было усвоено. Наступление утомления не всегда обнаруживается в одновременном ослаблении всех сторон умственной деятельности. В связи с этим условно различают местное и общее утомление. Так, снижение эффективности в одном виде учебного труда может сопровождаться сохранением его эффективности в другом виде. Например, устав заниматься вычислительными операциями, можно успешно заниматься чтением. Но может быть и такое состояние общего утомления, при котором необходим отдых, сон.
Основной фактор утомления - сама учебная деятельность. Однако утомление, возникающее в процессе ее, может быть значительно осложнено дополнительными факторами, которые также вызывают утомление (например, плохая организация режима жизнедеятельности). Кроме того, необходимо учитывать ряд факторов, которые сами по себе не вызывают утомления, но способствуют его появлению (хронические заболевания, плохое физическое развитие, нерегулярное питание и др.).
5. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА СНА
Сон - обязательная и наиболее полноценная форма ежедневного отдыха. Для студента необходимо считать обычной нормой ночного монофазного сна 7,5-8 ч. Часы, предназначенные для сна, нельзя рассматривать как некий резерв времени, который можно часто И безнаказанно использовать для других целей. Это, как правило, отражается на продуктивности умственного труда и психоэмоциональном состоянии. Беспорядочный сон может привести к бессоннице, другим нервным расстройствам.
Напряженную умственную работу необходимо прекращать за 1,5 ч до отхода ко сну, так как она создает в коре головного мозга замкнутые циклы возбуждения, отличающиеся большой стойкостью. Интенсивная деятельность мозга продолжается даже тогда, когда человек закончил заниматься. Поэтому умственный труд, выполняемый непосредственно перед сном, затрудняет засыпание, приводит к ситуативным сновидениям, вялости и плохому самочувствию после пробуждения. Перед сном необходимо проветривание комнаты, а еще лучше сон при открытой форточке.
Малоспящим людям для хорошего самочувствия и высокой работоспособности достаточно 5-6 ч сна. Это, как правило, люди энергичные, активно преодолевающие трудности, не задерживающие чрезмерно внимание на неприятных переживаниях. Многоспящие люди нуждаются в 9 ч сна и даже более. Это преимущественно люди с повышенной эмоциональной чувствительностью.
Наиболее распространенное расстройство сна, когда человек мало и плохо спит, называют бессонницей. Иногда не дают заснуть дела: переволновался или растревожился человек. Такую бессонницу называют ситуативной. Обычно она проходит вместе с исчезновением причин беспокойства или конфликта. Случается, что кризисная ситуация проходит, но оставляет вредную привычку «слишком сильно стремиться заснуть». Она может вызвать обратную реакцию - развитие стойкой бессонницы от боязни бессонницы. Причиной стойкого расстройства сна могут стать успокаивающие и снотворные средства, если их долго принимать. Снотворные лекарства выключают механизм сна, ломают и перекраивают его фазы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Большая советская энциклопедия, М.: Советская энциклопедия, 1971.
Васильева З. А., Любинская С. М. Резервы здоровья, М., 1984.
Гусалов А. Х. Физкультурно-оздоровительная группа. М, 1987.
Комаров Ю. М. Концепция дальнейшего развития здравоохранения и прикладной медицинской науки в Российской Федерации. - М., 1994.
Коц Я.М., Спортивная физиология. — М.: Физкультура и спорт, 1986.
Коробков А.В., Головин В.А., Масляков В.А. Физическое воспитание. -М.: Высш. школа, 1983.
Кузьменко М. М., Баранов В. В., Шиленко Ю. В. Здравоохранение в условиях рыночной экономики. М., 1994.
Куценко Г. И., Новиков Ю. В. Книга о здоровом образе жизни. –М.: ПРОФИЗДАТ, 1987.
Лисицын Ю. П. Социальная гигиена и организация здравоохранения. Проблемные лекции: Учебное пособие. - М.: Медицина, 1992
Орешкин Ю. А.. К здоровью через физкультуру. М., 1990.
Популярная медицинская энциклопедия, -М.: Советская энциклопедия, 1979.
Определение понятий: «спорт» (в узком и широком понимании), «соревновательная деятельность», «спортивная деятельность», «система подготовки спортсмена», «спортивное движение», «спортивные достижения», «спортивная тренировка. Соотношение понятий: «спорт», «физическая культура» и «культура».
Спорт как многогранное общественное явление является сферой подготовки человека к трудовой и другим видам деятельности, удовлетворения духовных запросов общества, упрочения и расширения интернациональных связей, а также одним из важных средств этического и эстетического воспитания.
В качестве продукта общественного развития он составляет органическую часть культуры общества и в зависимости от конкретных социальных условий приобретает различные черты и формы.
Специфическим для спорта является то, что конечной его целью является физическое совершенствование человека, реализуемое в условиях соревновательной деятельности, без которой он существовать не может. Соревновательная деятельность осуществляется в условиях официальных соревнований с установкой на достижение высокого спортивного результата.
Исходя из сказанного выше, спорт в узком понимании можно определить как собственно соревновательную, специфической формой которой является система соревнований, исторически сложившаяся в области физической культуры как специальная сфера выявления и унифицированного сравнения человеческих возможностей.
Однако спорт нельзя сводить только к соревновательной деятельности, он имеет и более глубокий смысл. Это обусловлено социальной сущностью и назначением спорта в нашем обществе.
Достижение высоких спортивных результатов невозможно без Достаточно хорошо отлаженной системы подготовки спортсмена, осуществляемой в сфере многообразных межчеловеческих контак- t ob , которые складываются между тренерами, спортсменами и судьями, организаторами, зрителями и т.п. Они осуществляются на разных уровнях, начиная от спортивного коллектива и кончая соревнованиями различного международного уровня.
Таким образом, спорт в широком понимании представляет собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также специфические отношения, нормы и достижения в сфере этой деятельности.
Достижение высоких спортивных результатов возможно только в том случае, если есть хорошо отлаженная система подготовки спортсмена . Она представляет собой совокупность методических основ, организационных форм и условий тренировочно-соревновательного процесса, оптимально взаимодействующих между собой на основе определенных принципов и обеспечивающих наилучшую степень готовности спортсмена к высоким спортивным достижениям.
Система подготовки спортсмена включает в себя четыре крупных блока:
Систему отбора и спортивной ориентации;
Спортивную тренировку;
Систему соревнований;
Внетренировочные и внесоревновательные факторы оптимизации тренировочно-соревновательного процесса.
Основная подготовительно-тренировочная деятельность спортсмена осуществляется в условиях спортивной тренировки . Она является основной формой подготовки спортсмена, которая представляет собой специализированный педагогический процесс, построенный на системе упражнений и направленный на управление спортивным совершенствованием спортсмена, обусловливающий его готовность к достижению высших результатов.
Важнейшим компонентом в системе подготовки спортсмена являются соревнования, выступающие как цель, средство и метод подготовки спортсмена. Соревнования определяются как специальная сфера, в которой осуществляется деятельность спортсмена, позволяющая объективно сравнивать определенные его способности и обеспечить их максимальные проявления.
Наивысшая готовность к выступлению в соревнованиях и достижение высоких спортивных результатов возможны при условии современного научно-методического обеспечения всей системы подготовки. Отсюда вытекает понятие «школа спорта», под которым понимают систему подготовки спортсмена, сложившуюся на основе новейших научных данных и передовой спортивной практики.
В практике спорта широко распространены понятия «спортивная деятельность» и «соревновательная деятельность» . Зачастую их употребляют как синонимы, однако содержание и смысловое значение каждого из них значительно отличаются друг от друга. Спортивная деятельность характерна для спорта как многогранное общественное явление, так как она затрагивает различные сферы деятельности человека. Достижение максимального результата невозможно без включения в сферу спорта большого количества людей различных профессий. Социологи, врачи, педагоги, физиологи, инженеры, специалисты из аппарата управления, сферы искусства, материально-технического обеспечения и многие другие обеспечивают функционирование спорта в стране. Причем деятельность этих людей определяется социальными и экономическими условиями жизни общества.
Спортивная деятельность есть упорядоченная организация деятельности по обеспечению максимального оздоровления и совершенствования человека в сфере спорта. Ее основные принципы и формы определяются социальными условиями функционирования спорта в обществе.
Соревновательная деятельность по отношению к официальным соревнованиям выступает в своем абсолютном значении как собственно соревновательная деятельность. И в этом плане это есть специфическая двигательная активность человека, осуществляемая, как правило, в условиях официальных соревнований на пределе психических и физических сил человека, конечной целью которой является установление общественно значимых и личных результатов. Собственно соревновательная деятельность спортсменов осуществляется в соревнованиях. Соревнования - важный фактор познания человеческих возможностей и формирования этических взаимоотношений, а также форма общения между людьми или группами людей. Конечным результатом соревновательной деятельности является спортивное достижение, которое характеризуется количественным или качественным уровнем показателей в спорте.
Спортивное достижение - это показатель спортивного мастертства и способностей спортсмена, выраженный в конкретных pe зультатах.
Спортивная и соревновательная деятельность, организация и проведение различного рода соревнований органически вливаются в спортивное движение, так как во всех направлениях последнего (массовый общедоступный спорт и спорт высших достижений) они играют существенную роль. Отсюда спортивное движение - это социальное течение, спортивная практика в сфере массового спорта и спорта высших достижений.
Наряду с понятием «спорт» часто используют понятие «физическая культура» или их сочетание «физическая культура и спорт». Спорт является неотъемлемой частью, крупным компонентом физической культуры. Целый ряд социальных функций физической культуры распространяется и на спорт. Однако не все виды спорта можно отнести к составляющим физической культуры. Это связано с тем, что под термином «физическая культура» понимают органическую часть культуры общества и личности, рациональное использование человеком двигательной активности в качестве фактора оптимизации своего состояния и развития, физической подготовки к жизненной практике.
Такие виды спорта, как шахматы, шашки, бридж, модельно- конструкторские дисциплины, непосредственно не связаны с использованием физических упражнений как главных средств подготовки к спортивным достижениям.
Хотя спорт и является одной из составляющих физической культуры, он в то же время выходит за ее рамки, получая определенную самостоятельность.
1.1 Понятие «спорт» и его функции
Как смело утверждает Жиляев А.С. «спорт в широком понимании представляет собой собственно соревновательную деятельность, процесс специальной подготовки к достижениям в ней, а также специфические межчеловеческие отношения, поведенческие нормы и достижения в сфере этой деятельности».
По мнению Л.П.Матвеева в таком широком понимании спорт «представляется весьма сложным многофункциональным и многообразным явлением социальной реальности, занимающим незаурядное место в физической и духовной культуре общества» .
С определенных позиций, спорт, использующий двигательную деятельность как фактор физического совершенствования и направленного развития физической дееспособности населения, является составной частью физической культуры. Однако следует отметить, что некоторые виды спорта не связаны непосредственно с высокой физической активностью (радиоспорт, шахматы и т.д.). Наряду с этим, занятиям физической культурой не всегда свойственна ярко выраженная «достиженческая» соревновательная деятельность. Именно поэтому справедливо дифференцировать физическую культуру и спорт как различные понятия.
Кудрящев В.Г. указывает, что, спорт - это «исторически сложившаяся область человеческой деятельности, связанная с выявлением в ходе соревнований победителя, спортивных достижений и результатов» . Обязательное условие спорта - состязание. Соревновательный результат в спорте достигается при высокоактивных двигательных действиях и поэтому напрямую зависит от возможностей спортсмена - функциональных возможностей, физической подготовки и физического развития, технической, тактической и психологической подготовленности.
Спорт имеет не только собственную соревновательную деятельность, но и широкие возможности для включения человека в межличностные отношения. В широком смысле он охватывает соревновательную деятельность, межличностные отношения, поведенческие нормы, которые складываются на основе этой деятельности.
Многосторонняя значимость спорта решается через его функции в обществе. Выделяют следующие среди них :
Соревновательную, обеспечивающую выявление сильнейшего, определяющую уровень спортивной подготовленности и резервные возможности в экстремальных условиях, включающую разработку системы подготовки спортсменов к соревновательной деятельности и др.;
Воспитательную, обеспечивающую, с одной стороны, повышение соревновательной деятельности спортсменов, а с другой, воспитание социально активной личности;
Повышающую физическую активность, способствующую подготовке к различным видам общественной деятельности и призванную содействовать всестороннему развитию человека;
Оздоровительную, направленную на укрепление и сохранение здоровья;
Рекреационную, позволяющую использовать спорт как средство активного отдыха людей;
Производственную, направленную на профессиональную подготовку и повышение производительности труда за счет укрепления здоровья, улучшения физического развития, приобретения жизненно необходимых умений и навыков;
Познавательную - использование спортивной деятельности в качестве модели для изучения максимальных возможностей организма в условиях соревнования;
Укрепляющую дружеские отношения между странами и народам;
Зрелищную - удовлетворение желания миллионов людей стать свидетелями спортивных соревнований;
Экономическую - обеспечение финансовыми средствами развитее спорта внутри страны, установление внешнеэкономических связей;
Престижную - использование достижений в спорте для повышения престижа страны;
Современный спорт подразделяется на массовый (любительский) и спорт высших достижений (профессиональный).
Массовый, любительский или общедоступный спорт включает школьно-студенческий, профессионально-прикладной, физкультурно-кондиционный, оздоровительно-рекреативный .
В зависимости от направленности занятии в массовом спорте в процессе систематических занятии решаются следующие задачи : образовательные, воспитательные, оздоровительные, профессионально-прикладные, рекреативные, повышения своего физического состояния (кондиции). Он дает возможность людям укреплять здоровье, совершенствовать физические качества и двигательные возможности, способствует долголетию.
Профессиональная спортивная деятельность, направленная на высшие достижения, занимает основное время спортсмена, накладывая отпечаток на его образ жизни.
Высокие спортивные результаты и победы являются достоянием любой страны, т.к. рекорды и победы укрепляют ее авторитет на международном уровне. Миллионы зрителей, сидя на стадионах или у телевизоров становятся свидетелями различных соревнований. Олимпийские игры, чемпионаты мира, мировые рекорды стали духовными ценностями, которые притягивают миллионы болельщиков. Но не все знают, какой труд стоит за победами и рекордами. Выступления на соревнованиях требуют от спортсменов максимального напряжения всех систем организма. Кстати, общая годовая тренировочная и соревновательная нагрузка у спортсменов составляет до 1500 часов и занимает более 300 дней.
Таким образом, основные критерии эффективности в спорте высших достижений - победы на международных соревнованиях, мировые рекорды, призовые места. По этим критериям оценивается деятельность спортсмена, команды, тренера, обслуживающего персонала и спортивного клуба.
Анализ туризма как фактора развития межкультурной коммуникации народов
Межкультурная коммуникация - общение, осуществляемое в условиях столь значительных культурно обусловленных различий в коммуникативной компетенции его участников...
Гостиничный комплекс "Эридан"
Служба приема и размещения (СПиР) расположена у входа, в холле гостиницы, персонал которого имеет самый длительный контакт с клиентами. Служба, как правило, состоит из двух частей: Front office, собственно стойка, и Back office - помещение за стойкой...
Значение спорта в современной жизни
В наше время, когда большое развитие получила культура досуга, спортивные состязания и наблюдения за ними стали популярными развлечениями для зрителей и профессиональной деятельностью для спортсменов...
Инновации в туризме
Инновации в туризме
Инновации и инновационная деятельность традиционно представляются как направление научно-технического прогресса (высокотехнологичной его составляющей) и как процесс...
Круизы как инновационный продукт в деятельности туристической компании
В России предпринимаются активные действия по переходу на инновационный путь развития экономики. Инновации - это нечто иное, как действия по внедрению достижений науки и техники в технологии и управление, в том числе и в социальной сфере, т.е...
Олимпийские игры Сочи-2014 как масштабное PR-событие
Особенности организации сервисной деятельности в туристической индустрии Турции
Термин «туризм» с давних времен используется во многих языках. Это слово произошло от выражения «великий тур» и первоначально означало ознакомительную поездку, которую совершали в XVII-XVIII столетии молодые дворяне...
Особенности страхования в активном туризме
Страхование -- особый вид экономических отношений, призванный обеспечить страховой защитой людей и их дела от различного рода опасностей...
Применение тренажеров в физкультуре
Тренажеры - учебно-тренировочные устройства для развития двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости), совершенствования спортивной техники и анализаторных функций организма...
Рынок туристских услуг России
Туристский рынок - это совокупность отношений (экономических, социальных, юридических), объединяющих производителей тур продукта и потребителей...
Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений
Массовый спорт дает возможность миллионам людей совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие...
Технология приёма и размещения туристов в гостиницах
В первом параграфе первой главы мы рассмотрим имеющиеся службы в гостинице, подробнее остановимся на службе приёма и размещения. Определим этапы службы приёма и размещения в гостинице...
Физкультурно-спортивные услуги
Для понимания сущности предпринимательской деятельности в сфере физической культуры и спорта целесообразно рассмотреть сущность рынка и место физической культуры и спорта в системе рыночных отношений...
Формирование имиджа гостиничного предприятия
Одним из важных аспектов общего восприятия и оценки организации является впечатление, которое она производит, то есть ее имидж (образ). Независимо от желаний, как самой организации, так и специалистов по связям с общественностью...