Тибет, с очень давних времен, привлекал умы мистиков и ученых со всего мира.
Школа терпения. По мнению большинства богословов, среди всех религий буддизм — это самая мирная религия. Это так и есть, потому что последователи Будды (Просветительного) не навязывали свою веру другим, не организовывали завоевательские походы во имя своей религии, не принуждали неверных к истинной вере. Принц Гаутамы из племени Шакья был основателем религии Будда, взяв за основу индуистские веда, создал свою религию. Это было новое учение, смысл которого был в совершенствовании скрытых человеческих возможностей, но при этом не было отрицания старых индуистских богов. Эта религия никогда не прививалась мечом и огнем и при этом, у нее появилось большое количество последователей из разных народов.
В Тибете располагается не большое количество монастырей. Монахи , проживающие в тибетских монастырях, ведут довольно размерный и замкнутый образ жизни. Они сообщаются с внешним миром только тогда, когда в монастырь приходит караван с продовольствием. Это у них единственный способ общения с внешним миром. Жизнь монастыря не тороплива и размеренна. День начинается и заканчивается с молитвы. Между молитвами они выполняют работу, которая нужна для того, чтобы монастырь существовал и медитируют, то есть уходят в другую реальность. Жизнь в монастыре очень похожа на потусторонний мир. Помимо молитв не получится услышать ни единого слова. Все тибетские монахи очень замкнутые. С ними можно разговаривать длительные часы, они будут вас слушать очень долго, но сами могут не произнести, ни слова.
Их действия не имеют смысла. Их молчанием проверяется стойкость собеседника. У них есть мнение, которое гласит о том, что в мире много суеты и получить понимание высшего смысла можно только терпением. А нетерпеливый человек, который хочет узнать все и сразу, не может получить высшие знания.
В этом тяжелом испытании кроме этического есть мистический и сакральный смысл. Кажется что, неземной взгляд монаха, который направлен в другие пласты реальности, в действительности заглядывает в душу собеседника и читает его тайные мысли. Человек, который приходит в обитель, чтобы открыть очередную сенсацию или из любопытства, никогда не узнает тайны, для него они останутся сокрытыми. Тайны Тибета будут открыты только тому человеку, который явится ради знания и совершенствования своей души.
Добровольное заточение
Тибетские монахи всегда говорят об отшельниках с уважением. Когда они избирают этот путь, то при жизни они считаются подобием христианского святого. Тибетские монахи почти не говорят об отшельниках, а если и говорят, то неохотно и мало, так как это является одной из главных тайн. Далеко не каждый, кто захочет, может стать монахом тибетского храма. Социальное положение на это никак не может повлиять. За пределами храма остается все мирское. Тибетский монах не имеет ничего, кроме одеяла, миски, теплой одежды.
Отшельники — это единицы из того малого числа людей, которые были приняты в какой-то тибетский буддистский храм. Однажды. Случается так, что один из послушников приходит к настоятелю храма и говорит о том, что хочет быть отшельником. Помыслы монахов открыты друг для друга и поэтому, слова у монахов имеют такую же силу, как и мысль. Настоятель хорошо видит печать избранности.
Отшельники делятся на два типа, которые являются индивидуальным путем ищущего просветления. Выбирает этот путь не сам человек, а его душа, его высшая сущность. Он выбирает самый оптимальный путь к познанию, а не самый короткий. Некоторые отшельники удаляются в пещеры, которых в Тибете очень много. Такая категория отшельников не принимает обет молчания. Нужно заметить, что большинство людей относятся к отшельникам и монахам с большой долей почтительности. Еда им доставляется бесплатно. Помимо этого, часто купеческие караваны прокладывают свой путь так, чтобы попасть к отшельнику. Эта встреча дарует безопасность на тропах с постоянными обвалами, а также приносит огромную мудрость, потому что в каждом слове этого человека есть частица просветления.
Самое суровое испытание для духа и тела заключается во втором типе отшельничества. Те, кто его избирает, дает разрешение на то, чтобы его замуровали в маленькой хижине, лишив солнечного света, общения, свежего воздуха. Пищу в небольшое отверстие в стене ему будет приносить молчаливый страж.
Тот, кто хочет добровольно себя заточить, должен явиться к настоятелю храма. Затем будущий отшельник должен выбрать себе стража из числа монахов. Его жизнь в последующем будет зависеть от него. В древние времена страж и отшельник сами должны были построить хижину. После сооружения, отшельник заходил в одну комнату, а страж должен был заложить ее камнями. Оставалось только маленькое отверстие, через которое можно было передать еду и воду.
Это очень маленькое помещение для жизни — только пару шагов в ширину и длину. Свет туда попадает через не большое отверстие в стене, когда ему приносят еду. Это происходит всего один раз в неделю. Пища подается самая обычная — на неделю кружка воды и миска цампы (мука из прожаренных ячменных зерен). Раз в неделю обновляется воздух в комнате. Поэтому отшельник постоянно испытывает нехватку кислорода, голод и холод.
Мнение цивилизованного человека гласит о том, что такое истязание плоти является бесчеловечным и нести духовных ценностей не может. Но у тибетских монахов совсем другое мнение, говорящее о том, что дух будет становиться сильнее от плотских страданий.
Отшельники, которые отрезаны от внешнего мира, начинают воспринимать его иначе. Обостряется слух, но из-за темноты пропадает зрение. Спустя некоторое время они начинают слышать, как течет по венам кровь, а звук кирпича, который отодвигают в стене напоминает камнепад. Также атрофируются мышцы и монах способен только на то, что бы подойти и взять еду. Из-за недостатка кислорода монах погружается в транс и со временем получает духовную свободу, из-за которой принял это заточение.
Многие люди имеют представление о Тибете только по книжкам разного рода мистификаторов наподобие Лобсанга Рампы и офтальмолога Мулдашева. Стоит ли говорить, что в реальности все совершенно иначе?
Рассмотрим наиболее распространенные мифы о Тибете.
Миф первый.
Тибетская культура - очень древняя
Очень древние культуры - это индийская и китайская, что же касается тибетской, то она, конечно, самобытная, представляющая огромный интерес, но, тем не менее, — молодая. В Тибете очень уж суровые условия проживания, и понятно, что люди поселились там тогда, когда места с более приемлемыми условиями уже были заняты. Только из-за этого тибетская культура не может быть такой уж древней, как об этом пишут разного рода фантазеры, такие как Лобсанг Рампа, Мулдашев и их последователи.
О том, что о тибетской культуре можно что-либо определенное говорить начиная только с 6-7 го веков нашей эры свидетельствуют и исторические документы, и археологические находки.
Миф второй.
Тибетские монахи и простые тибетцы живут очень долго благодаря древним знаниям тибетской медицины
Еще сто лет назад средняя продолжительность жизни в Тибете была около сорока лет. Несмотря на столь превозносимую многими тибетскую медицину. Со многими болезнями, влиявшими на долголетие, местная медицина справиться просто не могла и только тогда, когда ее стали сочетать с западной, произошел качественный прорыв. На сегодняшний день средняя продолжительность жизни тибетца по разным источникам от 60 до 67 лет.
Тибетская медицина — уникальна, самобытна, очень интересна, но далеко не всемогуща. Она, безусловно, помогала тибетцам выживать в суровых условиях высокогорья, но не более того.
Миф третий.
Если хотите окунуться в Океан духовности, отправляйтесь в Тибет
Для того, чтобы окунуться в этот «океан», на самом деле, никуда отправляться не надо. Можно это сделать не выходя из комнаты. Духовность не зависит от места нахождения того, кто ее жаждет.
Что же касается тибетской духовности, то чтобы прикоснуться к ней, отправляться лучше все-таки не в Тибет (в котором всё, что имело к ней отношение, активно уничтожалось китайцами в годы Культурной революции и завуалированно продолжает уничтожаться сейчас), а в Индию: Ладакх, Спити и места массового поселения тибетцев и тибетских монахов (такие, как Дхармасала).
Например, в долине Спити (Индийские Гималаи) в селении Табо имеется одноименный монастырь. Основан он был в 998 году. За прошедшую тысячу лет традиция не прерывалась ни на секунду, и попадая в него, словно на машине времени переносишься в далекое-далекое прошлое.
Миф четвертый.
Книги Мулдашева - серьезные научные труды о тайнах Тибета
Мулдашев - продолжатель дела Лобсанга Рампы, первого написавшего о скрытых в глубинах Гималаев сокровищах предшествующей нам цивилизации, об огромных «атлантах», спящих в таинственных пещерах и охраняемых суровыми ламами, о левитации, астральных путешествиях, прохождениях сквозь стены и прочих чудесах, творимыми добрыми тибетскими монахами. Но, надо сказать, что к написанию своих книг Мулдашев подошел творчески и добавил к наследию предшественника много своих, мягко говоря, фантазий. Для тех, кто не бывал в Непале и Тибете, книги офтальмолога могут показаться правдоподобными, но любому кто даже просто побывал в тех местах, понятно, что произведения Мулдашева - всего лишь коммерческий проект. Если же кому-то хочется прочесть более подробные разоблачения уфимского офтальмолога, то советую обратиться к книгам научного обозревателя газеты «Известия» Петра Образцова, в которых он не оставляет камня на камне от теорий Мулдашева.
Поездка в Малый Тибет (Индийские Гималаи) в июле 2016 года.
Миф пятый.
Иисус Христос проходил обучение в Тибете в буддистских монастырях
При всем желании он не смог бы это сделать. Я считаю уткой и россказни о его посещении Индии (что является темой отдельного разговора), но теоретически это было возможным. Что же касается Тибета, то первые буддистские тибетские монастыри появились самое ранее через 600 лет после смерти самого Христа.
Миф шестой.
Попав в Тибет и пообщавшись с тибетскими монахами можно обрести сверхспособности
Этими сверхспособностями подавляющее большинство тибетских монахов и сами-то совершенно не обладают. Попав в тибетские монастыри можно лишь прикоснуться к уникальной тибетской культуре, тибетской медицине и фундаментальным основам тибетского буддизма. Всё остальное — долгая и, не исключено, что суровая практика. Некоторые иностранцы идут на это. Некоторые даже становятся ламами (не все школы тибетского буддизма, правда, их признают). Но мгновенного пробуждения одним лишь попаданием в тибетские монастыри не добиться.
Миф седьмой.
В Тибете было рабство, тибетские монахи совсем «не белые и пушистые котята»
Одна из самых высокогорных школ в мире. Селение Киббер. Высота 4 200 м. Малый Тибете.
За последние годы на некоторых блогах и сайтах были размещены материалы (перепечатки с иностранных источников) с сенсационными заголовками что-то наподобие: «Вся правда о Тибете». Сопровождались эти разоблачения доказательствами в виде фотографий (и даже логотип китайского информационного агентства «Синьхуа» был оставлен!!!), на которых были изображены «преступления тибетского духовенства и феодалов», совершенные до того замечательного момента, когда китайская армия штыками выполнила миссию по освобождению трудового народа Тибета от эксплуататоров. С одного блога эти россказни перетаскивались на другой и везде сопровождались комментариями типа: «Вот оно как на самом деле! А мы: Далай лама, Далай лама! А он ведь защитник мирового империализма! И все восстания тибетцев инициированы ЦРУ!» И неважно то, что блогеры, размещавшие у себя эти материалы, сами никогда в Тибете не бывали и ни одного тибетского монаха в живую не видали. Им верили и продолжают верить тысячи людей. И совершенно напрасно.
Я уже шесть лет каждый год провожу много времени в местах, где в нетронутом виде сохранилась тибетская культура и традиции. Я много общаюсь с тибетцами и тибетскими монахами. Это суровые, порой жесткие, люди. А какими могут быть люди в тех местах, где не живешь, а выживаешь? Но в то же время они искренние, добрые и простые, и просто не способные и на малейшую долю тех преступлений, которые им приписывают китайские пропагандисты.
Да, до китайского военного вторжения в Тибете было феодальное общество. Оно, разумеется, не было идеальным. Но почему-то вооруженных восстаний против духовенства и феодалов в Тибете не было, а против китайской оккупации было, причем основная масса восставших были именно те «обездоленные», которых китайцы «освободили от эксплуататоров».
В формате данного материала мне не хочется очень уж много писать на эту тему. Коротко резюмирую: рабства в Тибете не было, «ужасная правда о тибетском духовенстве и феодалах» — пропагандистская утка, созданная под чутким руководством агентства «Синьхуа» для оправдания геноцида тибетцев маоистами во время Культурной революции и нынешней китаизации Тибета.
И, напоследок, небольшая цитата из книги бывшей тибетской крестьянки Дондуб Чходон «Life in the Red Flag People’s Commune» о жизни до прихода китайцев: «Я принадлежала к тем, кого сейчас китайцы называют тибетскими крепостными… Нас было шестеро в семье… Наш дом был двухэтажным, обнесенным стенами. На первом этаже мы держали скотину: четырех яков, двадцать семь овец и коз, двух ослов. Наш земельный надел составлял четыре с половиной кхеля (0,37 гектара). И в наших местах не было ни одного нищего».
В отношении Тибета в массовом сознании есть две крайности. Одна — восторженное восприятие всех тибетских монахов, как «душек»-чудотворцев. Вторая — мнение о ужасной реакционности тибетского духовенства. А ведь середина не зря называется золотой…
Рассуждая о жизни и её составляющих, разумный и действительно развивающийся человек, несомненно, придёт к выводу, что она состоит не только из повседневных дел, решения насущных проблем, суеты рабочих дней и отдыха в подходящее для этого время. По-настоящему полноценная жизнь подразумевает проявление внимания ко всем аспектам своего бытия. И сугубо материалистическое мировоззрение практически никогда не даёт человеку того, чего он на самом деле желает, пусть даже и редко задумывается об этом: ощущения глубинного счастья и гармонии, крепкого здоровья и долголетия, радости бытия и удовлетворения от каждого прожитого дня, духовного развития и личностного роста во всех его проявлениях.
Сегодня мы поговорим о том, как относятся к жизни действительно духовно развитые люди одной из самых таинственных и загадочных стран всех времён – монахи Тибета. Для удобства восприятия информация преподнесена в виде простых рекомендаций и разделена на два блока, каждый из которых касается отдельного аспекта жизни.
Физическая и повседневная жизнь
То, как мы действуем в каждодневной жизни, является основой нашей личности. Наши действия формируют наши привычки, убеждения, видение мира и понимание вещей. Они делают из нас тех, кто мы есть сегодня. Чтобы повседневная жизнь человека была гармонична и всегда наполнена положительной энергией, он должен придерживаться нескольких простых правил:
- Избегать губительных физических проявлений: воровства, причинения страданий окружающим, сексуальных извращений. Всегда следить за своей речью: не лгать, не вести бестолковые разговоры, не ругаться и не злословить, исключить из лексикона нецензурные слова.
- Нужно быть доброжелательным, остерегаться алчности, придерживаться достойных человека взглядов, не принимать желаемое за действительное. Любое проявление негатива создаёт свои вибрации, которые оказывают воздействие на жизнь человека.
- , не голодать и не переедать. Еда должна быть качественной и преимущественно состоять из « » продуктов. Не нужно смешивать углеводы и белки. Также не стоит злоупотреблять алкоголем, «магазинными сладостями» и т.п. продуктами.
- Всегда стараться одеваться соответственно погоде, избегать перегревов и переохлаждений. В противном случае, происходит дисбаланс в работе организма, что влияет, как на физическое, так и на духовное и эмоциональное состояние.
- Соблюдать нормальный режим сна и бодрствования. Вообще, рекомендуется вставать как можно раньше, т.к. в ранее время на человека воздействует светлая энергия, которая влияет на его настроение, мысли, новые события и т.д. При необходимости дневного сна обязательно спать меньше, чем ночью.
- Не спать после обеда, т.к. это ухудшает физическое состояние, что выражается в тяжести, кашле, лени, частых простудах, а также отражается на интеллектуальном состоянии: процесс мышления замедляется, исчезает острота ума.
- Заниматься спортом и физическими упражнениями, делать зарядку. Не обязательно становиться профессиональным спортсменом, можно просто каждый день уделять упражнениям немного времени. Это дисциплинирует, придаёт силы, энергию и ощущение бодрости.
- Стремиться к постоянному получению новых знаний. Для этого можно использовать всё, что угодно: общение, книги, документальные фильмы и т.п. Главное, чтобы информация была полезная, и её поток был постоянным. Что не менее важно – применять знания на практике.
- По возможности, нужно вести дневник. В этом заложен глубокий смысл: ведя дневник, человек может глубже осознавать то, что с ним происходит, вникать в суть вещей, лучше узнавать самого себя и особенности своей натуры, видеть какие-то закономерности и делать выводы.
- Слушать больше музыки – это оказывает благоприятное воздействие на эмоциональный фон, общее состояние и самочувствие, развивает внутренний мир, доставляет эстетическое наслаждение.
Духовная жизнь
Духовный аспект жизни человека играет такую же важную роль, как и физический. Без понимания этого, согласно, тибетским монахам, человеку будут сопутствовать неудачи, страдания, потери и боль. Итак, правила духовной жизни:
- Нужно понимать, что причины страданий и болезней человека кроются, главным образом, в неблагоприятных состояниях сознания, довлеющих над ним. Чтобы быть здоровым физически, нужно, в первую очередь, быть здоровым духовно.
- Для духовного развития рекомендуется регулярная медитация . Полезнее всего, практиковать её в одиночестве, но можно и с кем-то вместе. Медитация успокаивает ум, очищает мысли, восстанавливает энергетический баланс, усиливает связь человека с высшими силами. Медитировать рекомендуется рано утром сразу после пробуждения. Но если не получается утром, то лучше выбрать любое другое время, чем не медитировать вообще.
- Стремитесь к спокойной жизни: без суеты и спешки, сконцентрировавшись на самых главных вещах, уделяя внимание лишь тому, что на самом деле этого требует, не принимая ничего близко к сердцу и не усложняя, находясь в состоянии присутствия в настоящем моменте.
- Ежедневно самосовершенствуйтесь: проявляйте самые лучшие черты своего характера, избавляйтесь от пагубных привычек, будьте терпеливы, справедливы, благоразумны и мудры во всех своих действиях и мыслях. Придерживайтесь позитивного образа себя и следуйте ему. Чем больше вы будете уделять этому внимания, тем скорее вы взрастите в себе правильное отношение к жизни.
- Стараться сохранять осознанность, быть осторожным и внимательным ко всему. Нахождение в состоянии «здесь и сейчас» позволяет всегда быть в курсе происходящего, понимать смысл происходящих событий; тренирует внимание и способность к концентрации.
- Развитие творческого потенциала – ещё одна составляющая духовной жизни. Занимайтесь творчеством: пишите стихи, рисуйте, играйте на музыкальных инструментах, тренируйтесь в или . Подобные практики раскрывают потенциал, активизируют скрытые способности, облагораживают, способствуют расширению восприятия и появлению нового взгляда на мир.
- Из всего, что с вами происходит, вы должны научиться извлекать уроки. Любые внешние события – это отражение внутреннего мира. Анализируйте всё, что происходит: если случилось что-то хорошее, постарайтесь понять, что было ему причиной; в случае отрицательных событий, поразмышляйте над тем, какие ваши мысли этому поспособствовали.
- Живите сегодняшним днём. Тибетские монахи говорят, что нет ни вчера, ни завтра, а есть только сегодня и только сейчас. Поэтому, каждый день стремитесь к тому, чтобы быть лучшим, каким вы можете быть, уделяйте внимание родным и близким вам людям, цените каждый момент и растите духовно. Вчерашний день уже прошёл, а завтрашний может и не наступить.
- Принимайте всё таким, каким оно является. Это касается всего: людей, событий, явлений, вещей. Помните о том, что ни мир в целом, ни другие люди вам ничего не должны. Всё всегда идёт своим чередом и если что-то происходит, значит, так и должно происходить. Излишняя требовательность делает человека несчастным, т.к. заставляет его всегда чего-то ожидать от людей или жизни, разочаровываться, становиться подавленным. Мир не является ни плохим, ни хорошим, он нейтрален, всё остальное зависит от нашего восприятия.
- Развивайте свою интуицию и всегда прислушивайтесь к своему внутреннему голосу. Скрытая сторона вашей личности (читай подсознание) всегда знает ответы на любые вопросы вашего разума. Нужно только наладить с ней контакт и понимать её язык. А это возможно только благодаря практике.
Эта информация ни в коей мере не претендует на то чтобы быть всеобъемлющей и не раскрывает всю глубинную суть мировоззрения и верований тибетских монахов. В действительности всё это имеет многовековую историю и всевозможные особенности. Но одним лишь глазком коснувшись мировоззрения этих людей, мы можем провести параллели с нашей повседневностью и увидеть, насколько современный цивилизованный и образованный человек может быть далёк от того образа жизни, который позволил бы ему обрести себя и прийти к гармоничному существованию. Описанные правила очень просты. Возможно, именно по этой причине многим людям так сложно их придерживаться.
Ниже мы предлагаем вам пройти небольшой опрос, который позволит понять, есть ли среди наших читателей люди, которые стремятся к духовной и осознанной жизни, или даже те, кто и сам придерживается правил жизни тибетских монахов.
Как вы считаете, по силам ли человеку провести зиму в заваленной снегом пещере на высоте 3-4 километров, без огня, в легкой одежде или вовсе без нее (!), и при этом не замерзнуть?! Любой врач категорически ответит, что нет. А вместе с тем, каждый год десятки тибетских лам-отшельников выдерживают это испытание без малейшего ущерба для здоровья. Их необыкновенная "морозоустойчивость" приписывается умению концентрировать "тумо". Этим термином обозначают в Тибете жар, тепло, но не просто тепло, исходящее, к примеру, от раскаленной жаровни, а специфическую энергию, выделяемую организмом исключительно вследствие длительных медитативных тренировок.
Очень немногие ламы знакомы со всеми категориями тумо. Однако его феноменальное действие, сохраняющее человеку жизнь в условиях жестоких морозов и снежных бурь высокогорных пустынь известно всем тибетцам. Старые ламы, обучающие искусству тумо, хранят свои методы в глубокой тайне, утверждая, что сведения, приобретаемые понаслышке, совершенно бесполезны. Для успешной практики тумо необходимы личные наставления учителя.
На фотографии Вы видите как изучают феномен Туммо (сознательное повышение температуры тела или Йогу Тепла) на одном из тибетских монахов - создаётся низкая температура в помещении и при помощи различных датчиков считывается информация о состоянии человека, входящего в состояние медитации Туммо.
В монастыре на севере Индии легко одетые тибетские монахи тихо сидели в комнате, где температура была всего 4.5 градуса по шкале Цельсия. Применяя йоговскую технику, известную как Туммо, они вошли в состояние глубокой медитации. Другие монахи погружают простыни метр на два в холодную воду (9.5 градусов) и кладут их на плечи медитирующих. У нетренированных людей такие холодные обертывания вызвали бы неконтролируемую дрожь.
Если температура тела в этих условиях падает, наступает смерть. Но вскоре над простынями начал подниматься пар. Как результат телесного тепла, продуцируемого монахами во время медитации, простыни высохли примерно за час.
Присутствующие монахи сняли простыни, потом повторно накрыли медитирующих холодными влажными простынями. Каждый монах должен высушить три простыни за несколько часов.
Каким образом они это сделали? Герберт Бенсон, который изучает Туммо уже 20 лет, отвечает: "Буддисты чувствуют, что реальность, в которой мы живем, не является главной. Имеется другая реальность, в которую мы можем постучаться, и которая не затрагивается нашими эмоциями, нашим повседневным миром. Буддисты верят, что это состояние сознания может быть достигнуто добрыми деяниями для других и медитацией. Жар, который они генерируют во время этого процесса, есть просто побочный продукт медитации Туммо."
Положительных результатов могут добиться лишь ученики, уже имеющие специальную подготовку в различных дыхательных упражнениях, способность к невероятной, доходящей до глубокого транса, концентрации мысли. Наконец, нужно получить специальное разрешение от ламы, обладающего особым статусом. Посвящению всегда предшествует длительный испытательный период, который, среди прочего, дает учителю возможность проверить, обладает ли кандидат достаточно крепким здоровьем.
Поупражнявшись в течение месяца-двух под пристальным руководством гуру, послушник отправляется в отдаленное и совершенно безлюдное место в горах, на высоте не менее 4 километров. Ламы утверждают, что нельзя тренироваться по методу тумо где-нибудь в селении или рядом, потому что загрязненный дымом и различными наземными запахами воздух противодействует усилиям ученикам может серьезно навредить его здоровью.
Монах-ученик, расположившись в подходящем месте, уже не может ни с кем видеться. Только гуру иногда приходит проверить, не умер ли послушник в экстремальной ситуации.
Кандидат должен тренироваться каждый день до рассвета. С восходом солнца его ожидает новый комплекс упражнений. Еще задолго до рассвета монах выходит из своей пещеры или шалаша. Как бы ни было холодно, он совершенно гол или одет в легкую рубашку. Каждый, кто посвятил себя тумо, навсегда отказывается от шерстяной одежды и никогда не приближается к огню.
Начинающим разрешается сидеть ночью на соломенной циновке. Продвинувшиеся в учении сидят на голой земле, а достигшие высшей стадии обучения - на снегу, на льду, либо в ручье с ледяной водой. Упражнения выполняются только натощак, при полном запрете питья воды. Разрешены также всего две позы - "лотоса" или когда ступни упираются в землю, а колени - в подбородок.
Начинается тренировка с дыхательных упражнений: вместе с выдыхаемым воздухом монах изгоняет из себя алчность, гордыню, гнев, зависть, лень. При вдохе "втягиваются" дух Будды, пять мудростей - все благородное и высокое, что существует в мире.
В ходе следующих за этим десяти этапов упражнений необходимо полностью сосредоточиться на видении огня и связанном с ним ощущении тепла, полностью избавившись от других ощущений и мыслеобразов.
Период обучения тумо заканчивается подобием экзамена. Зимней лунной ночью уверенные в своем умении ученики отправляются с гуру на берег стремительного горного потока. Если воды уже скованы льдом, то вырубается прорубь. Выбирается ночь, когда дует холодный резкий ветер и трещит мороз - такие ночи в Тибете не редкость.
Кандидаты тумо совершенно голыми усаживаются, скрестив ноги, на землю. В ледяную воду окунают простыни и закутывают в них учеников - они должны высушить их собственным телом. Как только простыня высыхает, ее снова окунают в воду и набрасывают на послушника. И так - до восхода солнца. Побеждает тот монах, который своим телом высушит больше простыней. Есть посвященные, которые высушивали на себе до 40 простыней за ночь!
Помимо этого экзамена, существуют еще много способов проверки степени владения тумо.
Например, испытание снегом.Ученик садится в сугроб. Количество растаявшего на нем снега и величина радиуса таяния служат показателем интенсивности излучаемого им тепла.
В начале обучения ощущение и выделение тепла бывает только во время тренировок; как только концентрация мысли и дыхательная гимнастика прекращаются, холод дает о себе знать и может даже убить человека. Однако у тех лам, которые систематически занимались тренировкой тумо долгие годы, генерация тепла при понижении температуры становится естественной функцией, срабатывающей автоматически.
Истинный лама-тумо - человек, всегда одетый в платье из легкой х/б ткани либо в особую белую юбку - отличительный знак посвященного в тайны тумо.
Им в "противовес" существуют анахореты, суперспециалисты в области тумо. Они превосходят обычных лам-тумо, ибо отказываются даже от легкого платья и живут отшельниками высоко в горах в заснеженных ледяных пещерах - совершенно голые, по нескольку лет, а некоторые и до самой смерти, питаясь редкими приношениями учеников, не ведая ни огня, ни охапки соломы на своем промерзшем каменном ложе. Это отнюдь не миф, это реальные люди, причем не столько уж малочисленные - их видели многие европейцы.
И ещё. Медики в полном недоумении разводят руками... 65-летний монах, Сахадж Махарадж не принимал пищу ровно год. Каждый день он обходился лишь несколькими стаканами теплой воды. Невероятно, но никакого блефа в этой истории нет, чему лучшие свидетели - врачи, наблюдающие все это время за монахом. “Когда мысли направлены в правильное русло, человек не чувствует ни голода, ни жажды, ни жары, ни холода”,- объясняет Сахадж Махарадж свой феномен». И далее в статье: «В горных монастырях в Гималаях подтверждением монашеской зрелости является такое испытание. На пронизывающем ветру в 20-градусный мороз монах в одной набедренной повязке должен высушить теплом своего тела несколько мокрых простыней. И что вы думаете - высушивает. Знаменитый американский медиум Артур Форд в своей книге «Жизнь после смерти...» пишет следующее: «В земной жизни известны такие случаи (например, знаменитая немецкая женщина-мистик Тереза Нойманн или известная своей святой жизнью индийская женщина, которую звали Иогананда), когда люди могли усваивать излучения вместо нашей обычной пищи. В течение многих лет они обходились без земной пищи».
Ярким примером человека, в полной мере черпающего энергию из окружающей среды, был Порфирий Корнеевич Иванов. Он ходил в шортах и босиком в любое время года, ежедневно по несколько раз в день обливался холодной водой, в том числе и на морозе, в последние годы питался один раз в неделю изюмом. В годы войны немцы возили его, раздетого, в лютые морозы на мотоцикле по Киеву, обливали холодной водой, закапывали в снег и даже сажали в колодец. А он выжил, потому что умел использовать прану.
Еще с давних времен Тибет со всех уголков мира манил к себе мистиков и ученых. Считается, что буддизм - это самая мирная религия мира. Ведь согласно истории, последователи Будды - тибетские монахи - никогда и никому не навязывали свою веру, не устраивали походов во имя своей религии. Однако, несмотря на это, разные народы следуют религии, которая была создана на основе индусских вед принцем Гаутамой.
Образ жизни обитателей размеренный и замкнутый. Связь с внешним миром здесь возможна только с прибытием каравана с продовольствием. Каждый день тибетские монахи начинают и заканчивают молитвами, между которыми они выполняют работу на территории монастыря, необходимую для его существования, а также медитируют.
Кроме молитв в монастыре невозможно услышать ни одного лишнего слова. Главным отличием монахов является необычайная замкнутость. С ними можно вести разговоры часами, однако, говорить придется только вам, а они будут терпеливыми слушателями.
Тибетские монахи своим молчанием пришедшего собеседника проверяют на стойкость, так как они уверены: чтобы достичь высшего понимания, необходимо обладать терпением. Тайны Тибета будут открыты только для тех, кто пришел совершенствовать свои знания и свою душу. Пять упражнений тибетских монахов, которые называют еще «Око возрождения», дают возможность достичь этого терпения и значительно поправить свое здоровье, в особенности суставов. К тому же, выполнять данные упражнения по силам самому занятому человеку, так как будет достаточно и пяти минут в день.
Теперь перейдем непосредственно к упражнениям, которые первую неделю выполняем по три раза, вторую - по пять, и так увеличиваем до 21-го раза. Также между упражнениями паузы не делаем.
1. Исходное положение (ИП) - становимся прямо, руки разводим в стороны на уровне плеч. Вращаем ими три раза по часовой стрелке. Важно, чтобы глаза были открыты. Это необходимо для того, чтобы не врезаться, а для того, чтобы не упасть, сконцентрируйте свое внимание на одной точке.
2. ИП - ложимся на пол, руки расположены вдоль туловища, ладони прижаты к коврику, а пальцы соединены вместе. Теперь, прижимая плотно подбородок к телу, поднимаем вверх ноги, которые нельзя сгибать в коленях, как и отрывать таз от пола. Затем отпускаем голову и ноги на пол, расслабляя все мышцы тела. Повторяем три раза. Отметим, что данное упражнение не всегда получается с первого раза, однако, упорные тренировки и капля терпения, которым наделены тибетские монахи, вам в этом помогут.
3. ИП - становимся на колени, ноги на ширине плеч, бедра - вертикальны, ладони подкладываем под попу и тем самым создаем упор. Затем наклоняем голову вперед и прижимаем подбородок груди. Далее запрокидываем голову назад, одновременно упираемся руками в ноги. Возвращаемся в исходное положение.
4. ИП - садимся на пол, ноги располагаем перед собой, ступни должны быть на ширине плеч, подбородок прижимаем к груди, спина прямая, а ладони располагаем по бокам пальцами вверх. Выдыхаем и запрокидываем голову назад. Теперь глубоко вдыхаем и поднимаем тело до горизонтального положения, образовывая «мостик», и одновременно напрягаем сильно мышцы на пару секунд. Затем расслабляемся, возвращаемся в ИП и делаем выдох. Обратите внимание, что упражнение необходимо проделать на задержке дыхания.
5. Последнее упражнение тибетских монахов знакомо тем, кто занимается йогой. ИП - опираемся на ладони и пальцы ног, которые располагаем на ширине плеч. Ни колени, ни живот пола не должны касаться. Делаем глубокий вдох и запрокидываем голову назад и вверх. Затем поднимаем попу как можно выше и медленно опускаем голову, прижимая подбородок к груди. Обратите внимание руки и ноги должны быть все время прямыми. Возвращаемся в исходное положение.
Стоит обратить внимание, что выполняя упражнения тибетских монахов, необходимо следить все время за правильностью своего дыхания, так как именно оно играет самую важную роль во всем процессе.