Все рассмотренные выше виды подготовки реализуются в тренировочном процессе и воплощаются в тренировочной и соревновательной деятельности в целостном избранном виде спорта. Н.Г. Озолин в работе «Молодому коллеге» (1988) называет это «многократной тренировкой в избранном виде спорта в целом с сохранением всех его особенностей» или интегральной подготовкой. Это то, что в практике называют игровой, беговой, лыжной и т.д. подготовкой.
Интегральная подготовка - это координация и реализация в соревновательной деятельности теоретической, технической, тактической, физической и психологической подготовленности. Ее цель - обеспечить слаженность и эффективность комплексного проявления всех многообразных составляющих, которые в гармоничном единстве определяют успешность соревновательной деятельности.
Рис. 9.
Специалисты указывают, что в качестве основных средств интегральной подготовки выступают: соревновательные упражнения избранного вида спорта , выполняемые в условиях соревнований различного уровня, и упражнения специально-подготовительного характера, которые но структуре и особенностям деятельности функциональных систем максимально приближены к соревновательным (Л.П. Матвеев, Н.Г. Озолин, В.Н. Платонов и др.).
Объем средств интегрального воздействия должен увеличиваться по мере приближения к ответственным соревнованиям годичного цикла, а в многолетнем плане их место реализации в наибольшей степени - на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей. Хотя средства интегральной подготовки должны иметь свое место и в других периодах круглогодичной тренировки, и на других этапах многолетней подготовки. Это позволяет планомерно увязывать возрастающий функциональный потенциал спортсмена с реальными требованиями, диктуемыми необходимостью успешного обеспечения соревновательной деятельности.
Для повышения эффективности интегральной подготовки широко используются следующие методические приемы:
- облегчение условий выполнения упражнений за счет применения различных моделирующих устройств;
- усложнение условий за счет применения отягощений и проведения занятий в неблагоприятных условиях (смена климата, места, покрытия и т.д.);
- организация соревнований с более слабым (сильным) или «удобным» («неудобным») соперником;
- принудительное лидирование или гонки за лидером;
- интенсификация соревновательной деятельности посредством ее продолжительности, уменьшения числа игроков в команде, увеличения продолжительности соревновательной деятельности и др.
Интегральная подготовка должна привести весь комплекс способностей спортсмена к проявлению максимальных возможностей и демонстрации высоких результатов на соревнованиях. Такое состояние называется спортивной формой и определяется как подготовленность, включающая высокий уровень тренированности и другие составляющие спортивного мастерства: теоретические знания, психологическая установка на демонстрацию максимального результата, мобилизационная готовность к спортивной борьбе, умение преодолевать внешние помехи и т.д. Одним из показателей состояния спортивной формы и является уровень интегральной подготовленности спортсмена.
А.А. Васильков в числе основных критериев интегральной подготовленности спортсмена выделяет:
- результаты ответственных соревнований (стартов);
- адаптационные возможности организма к перенесению тренировочных и соревновательных нагрузок и интенсивность восстановительных процессов;
- общее состояние здоровья.
Важно, что контроль за интегральной подготовленностью позволяет не только оценить уровень готовности спортсмена к соревнованиям, но и соответствие тренировочных программ его адаптационным возможностям.
Специалисты едины во мнении о том, что значение интегральной подготовки в сложнокоординационных видах спорта , особенно в спортивных играх, достаточно велико. Многообразие и сложность технико-тактических приемов, психических проявлений обусловливают необходимость выполнения очень больших объемов тренировочной работы аналитического характера, связанной с совершенствованием отдельных приемов и действий, локальных качеств и способностей. Чтобы футбольная (волейбольная, баскетбольная) команда успешно выступала на соревнованиях, она должна много играть в течение всего годичного цикла тренировки. Никакие специальные и дополнительные упражнения на технико-тактические навыки или физические качества нс смогут заменить тренировочные и соревновательные игры. Только в двусторонней игре устанавливается и закрепляется взаимосвязь и взаимопонимание между игроками, совершенствуются технические навыки и тактические действия («наигрываются» комбинации), воспитываются морально- волевые качества (чувство ответственности за команду, подчинение личных интересов ее интересам, чувство товарищества и т.д.).
Нельзя, однако, сводить интегральную подготовку в спортивных играх только к двусторонним играм и соревнованиям, так как в ней выделяют целенаправленный процесс выработки связей между факторами, обусловливающими результат игровых действий спортсменов и комплексное воздействие целостной игровой деятельности, включая соревновательную. В этой связи может быть выстроен алгоритм интеграции в спортивных играх (рис. 10).
Рис. 10.
Ю.Д. Железняк рассматривает интегральную подготовку как пространство, где спортсмены «... научаются максимально реализовывать в специфической для спортивной игры игровой и соревновательной деятельности все то, что «нарабатывается» в процессе обучения, в тренировочных занятиях (тренировочные эффекты)».
По его авторитетному мнению, трансформация тренировочных эффектов в результативные игровые действия достигается посредством: во-первых, сопряжения компонентов тренировки - физической и технической, технической и тактической; во-вторых, чередования и переключения технических приемов, тактических действий и упражнений, для развития специальных физических качеств; в- третьих, системы заданий в учебных играх и установок в контрольных играх; в-четвертых, календарных игр как высшей формы интегральной подготовки. Особенно эффективна и незаменима интегральная подготовка в период, предшествующий соревнованиям.
На рис. 11 показан системный характер интегральной подготовки в процессе обучения спортивной игре, когда в каждом виде подготовки должен быть «блок взаимосвязей» внутри и с другими видами подготовки.
Блоки взаимосвязей образуют ядро первичной интеграции. Вторичную интеграцию представляет игровая деятельность, в которой уже в тесной взаимосвязи выступают все виды подготовки, отдельные тренировочные эффекты. Высший уровень в этой системе занимает соревновательная деятельность.
Рис. 11.
Выделяя значение игровой деятельности как формы интегральной подготовки в баскетболе, Ю.М. Портнов отмечает, что основная задача в этой игре состоит не столько в том, чтобы добиться победы над соперниками-партнерами, сколько совершенствовать тактическое мышление, по-новому видеть и понимать ситуации, пути и способы их решения, взаимодействия с партнерами. Важно, что игровая подготовка дает существенные результаты, когда ее материалом является сложный синтез структуры соревновательной деятельности, конфликтные ситуации и решения, различные технико-тактические нововведения, увеличенный объем информации.
Н.Г. Озолин обоснованно разделяет всю подготовку на аналитическую и интегральную части, подчеркивая особенности их соотношения в общем объеме годичной подготовки в различных видах спорта (табл. 17).
Таблица 17
Соотношение аналитической и интегральной части подготовки в циклических видах спорта и спортивных играх
Взаимосвязь между общим объемом подготовки и объемом интегральной подготовки определяется не только временем в годичном тренировочном цикле, но и степенью психической напряженности, величиной нервных и психических затрат при целостном выполнении избранного вида спорта. Чем они больше, гем меньшим должен быть объем интегральной подготовки, тем шире используются аналитические упражнения, элементы избранного вида спорта, различные подготовительные и специальные упражнения.
К проблеме интегральной подготовки в видах спорта циклического характера однозначного отношения специалистов не прослеживается. Так В.Н. Платонов считает, что она не стоит очень остро в беговых видах легкой атлетики: бег на средние, длинные и свсрхдлинныс дистанции, в спортивной ходьбе и лыжных гонках, где арсенал технических приемов и тактических действий ограничен, а тренировочная работа (подавляющий ее объем) максимально приближена (по форме, структуре и особенностям функционирования систем организма) к соревновательной.
Напротив, Н.Г. Озолин и В.А. Лалиашвили отмечают существенное значение интегральной подготовки в циклических видах спорта, где передвижения с разными вариантами интенсивности и продолжительности обеспечивают высокую тренированность и значительные спортивные результаты. Они убедительно опираются на постулат известного финского стайера, рекордсмена мира, П. Нурми: «... для того, чтобы бегать, надо бегать и бегать».
В отличие от спортивных шр, где основным средством инте- гральной подготовки является шровая и соревновательная деятельность, в легкой атлетике, наряду с собственно беговой работой в соревновательных условиях, повышается роль специально- подготовительных упражнений.
Специально-подготовительные упражнения по внешней форме и внутреннему содержанию проявляемых качеств и деятельности функциональных систем организма спортсмена очень близки к избранному виду легкой атлетики. Они способствуют направленному воздействию на тс или иные системы организма и, решая задачи развития физических способностей, совершенствуют техническое мастерство.
Специально-подготовительные упражнения по силе воздействия должны быть идентичными соревновательному упражнению или же несколько превосходить его. Только при этом условии возможен положительный перенос тренированности. Чем меньше специально-подготовительные упражнения отличаются от соревновательного, тем они более эффективны. Например, для спринтеров - это бег на короткие дистанции, эстафетный бег, бег с ходу и со старта, бег с гандикапом и т.п.
Они могут избирательно воздействовать на отдельные звенья тела спортсмена - упражнения локального воздействия; могут также воздействовать на весь организм в целом, т.е. повторяют в тех или иных (облегченных, утяжеленных) условиях тренировочного процесса соревновательные упражнения в целом - это упражнения глобального воздействия.
Специалисты в области подготовки лыжников-гонщиков (О.М. Аксенов, И.М. Бутин, Г.П. Петренко и др.) так же отмечают важную роль интегральной подготовки, выделяя ее критерии:
- быстрая врабатываемость организма и способность быстро переключаться с одного уровня деятельности на другой (менять ритм, темп, скорость передвижения);
- ускоренное протекание восстановительных процессов как в ходе занятия между отдельными повторениями, так и от занятия к занятию;
- высокая стабильность и вариативность техники способов передвижения при меняющихся условиях скольжения и рельефа;
- улучшение специфических восприятий лыжника-гонщика - «чувство лыж», «чувство скорости», «чувство снега» и т.д.;
- увеличение диапазона волевых усилий - способность переносить длительные и интенсивные нагрузки в тренировочный и соревновательный периоды и т.п.
При этом важно отметить, что в любом виде спорта интегральная подготовка является основным средством приобретения и совершенствования спортивного мастерства.
Лекция 17
1. Сущность интегральной подготовки.
2. Средства и методические приемы.
Интегральная подготовка направлена на объединение и комплексную реализацию различных компонентов подготовленности спортсмена – технической, физической, тактической, психологической, интеллектуальной в процессе тренировочной и соревновательной деятельности. Дело в том, что каждая из сторон подготовленности формируется узконаправленными средствами и методами. Это приводит к тому, что отдельные качества, способности и умения, проявляемые в тренировочных упражнениях, часто не могут проявиться в соревновательных упражнениях. Поэтому необходим особый раздел подготовки, обеспечивающий согласованность и эффективность комплексного проявления всех сторон подготовленности в соревновательной деятельности. Для этого сами соревнования используют в тренировке, как необходимую разновидность ее плановых «занятий».
В качестве основного средства интегральной подготовки выступают:
♦ соревновательные упражнения избранного вида спорта, выполняемые в условиях соревнований различного уровня;
♦ специально-подготовительные упражнения, максимально приближенные по структуре и характеру проявляемых способностей к соревновательным. При этом важно соблюдать условия проведения соревнований.
В любом виде спорта интегральная подготовка является одним из важных факторов приобретения и совершенствования спортивного мастерства. Например, в спортивных играх, чтобы играть хорошо, команда должна играть много на протяжении всего года. Выполнение упражнений на технику, или развитие силы, или улучшение гибкости, или совершенствование отдельных тактических элементов и т.д. не может заменить тренировочные и соревновательные игры. Только в играх полностью раскрываются возможности каждого спортсмена, налаживается и закрепляется связь и понимание между ними, совершенствуются технические и тактические навыки, обеспечивается гармоническое развитие всех органов и систем организма, психических качеств и свойств личности в соответствии с требованиями сложной соревновательной обстановки, характерной для данного виде спорта.
Особое внимание интегральной подготовке уделяется также в спортивных единоборствах. В фехтовании, боксе, во всех видах борьбы нельзя подготовить спортсмена без боевой практики во многих соревнованиях.
Не так велико значение интегральной подготовки для спортсменов, специализирующихся в циклических видах спорта, в которых общее количество технических приемов и тактических действий в целом ограничено, а основной объем тренировочной работы циклического характера по форме, структуре, особенностям функционирования систем организма максимально приближен к соревновательному.
В процессе интегральной подготовки, наряду с общей направленностью, предусматривающей комплексное совершенствование всех сторон подготовленности, целесообразно выделить и ряд частных направлений, связанных с сопряженным совершенствованием нескольких компонентов готовности спортсмена к достижению, – физическое и техническое, техническое и тактическое, физическое и тактическое, физическое и психологическое и т.п.
Для повышения эффективности интегральной подготовки применяются разнообразные методические приемы. К ним относятся: облегчение, затруднение и усложнение условий выполнения собственно-соревновательных упражнений. Так, для убыстрения темпа игры в теннисе можно проводить игры на кортах с деревянным покрытием, где мяч отскакивает сбольшей скоростью, и поэтому спортсмен должен быстрее реагировать. Для усложнения – на травяных кортах, где мяч может отскочить в непредсказуемом направлении. Для затруднения – утяжеленной ракеткой и мячом с маскировочной окраской (Е.В. Корбут).
Важнейшей частью подготовки учеников является спортивная тренировка - специализированный педагогический процесс подготовки к спортивным состязаниям, направленный на достижение максимально возможного для данного игрока уровня подготовленности. Только в процессе спортивной тренировки происходит формирование специальных знаний, навыков и умений, развитие физических качеств и повышение функциональных возможностей организма ученика, воспитание необходимых качеств личности.
В спортивной игре выделяют следующие разделы (стороны): техническая подготовка, тактическая подготовка, физическая подготовка, психическая (психологическая) подготовка, теоретическая подготовка, интегральная подготовка.
Техническая подготовка - система овладения специфическими для каждого вида спорта двигательными (соревновательными) действиями. Обучение спортивной технике, особенно в сложных по структуре видах спорта, начинают в детском возрасте, в дальнейшем техника совершенствуется с учетом индивидуальных особенностей учеников. Чем совершеннее техника, тем больше возможностей реализовывать двигательный потенциал.
Тактическая подготовка - система овладения рациональными формами ведения соревновательной борьбы. Она включает в себя изучение закономерностей соревновательной деятельности; правил вида спорта; изучение современной отечественной и зарубежной тактики вида спорта; изучение своих соперников; умение строить свою тактику в предстоящих соревнованиях на основе моделирования соревновательных условий в тренировке и контрольных стартов. Тактические действия реализуются через спортивную технику, поэтому тактическая подготовка включает выработку технико-тактических действий.
Физическая подготовка - направлена на развитие физических качеств и повышение функциональных возможностей, создающих благоприятные условия для совершенствования всех сторон подготовки учеников. Физическая подготовка подразделяется на общую и специальную. В задачи общей физической подготовки входит укрепление здоровья и физического развития, совершенствование физических качеств и жизненно важных двигательных навыков. Задача специальной физической подготовки - развитие физических качеств, специфичных для конкретного вида игр.
Психическая (Психологическая) подготовка - направлена на воспитание личности ученика, его моральных и волевых качеств, а также развитие тех качеств личности, которые в большей мере обеспечивают успех в конкретном виде спорта. Она осуществляется на всем протяжении многолетней подготовки в процессе тренировочных занятий, соревнований.
Теоретическая (Интеллектуальная) подготовка - направлена на повышение интеллектуального уровня ученика, вооружение его определенными знаниями и умениями. Она осуществляется в процессе подготовки учеников. Требования в спорте настолько выросли, что без глубоких знаний рассчитывать на высокие показатели нельзя.
Интегральная подготовка - направлена на объединение и комплексную реализацию различных компонентов подготовленности ученика - технической, физической, тактической, психологической, интеллектуальной в процессе тренировочной и соревновательной деятельности.
Еще одно определение, предложенное Д.И. Нестеровским, является более конкретным и точным по смысловому содержанию - "Интегральная подготовка - это многоуровневая система возрастающих по степени сложности и направленности тренировочных заданий, включая кумулятивный соревновательный эффект, обеспечивающая на вершине иерархической структуры условия для целостной реализации потенциала всех компонентов подготовленности спортсменов в процессе соревновательной деятельности" .
Существенно с методологических позиций и то, что Д.И. Нестеровский рассматривает интегральную подготовку не только, как комплексирование различных видов подготовки, а как сложную многоуровневую систему тесно связанных между собой компонентов и элементов различных разделов подготовки учеников - спортсменов.
Дело в том, что каждая из сторон подготовленности формируется узконаправленными средствами и методами. Это приводит к тому, что отдельные качества, способности и умения, проявляемые в тренировочных упражнениях, часто не могут проявиться в соревновательных упражнениях. Поэтому необходим особый раздел подготовки, интегральная, обеспечивающий согласованность и эффективность комплексного проявления всех сторон подготовленности в соревновательной деятельности. Для этого сами соревнования используют в тренировке, как необходимую разновидность ее плановых "занятий".
Для этого существует только один путь - многократное повторение учеником различными методами соревновательных упражнений. Обязательным является выполнение своего вида спорта со всеми его особенностями, со всем тем, что требуется в состязании, а также с учетом внешних условий. Интегральная подготовка - это то, что в практике называют игровой подготовкой, беговой, плавательной, гребной.
Здесь важно добиться реализации всего изученного - то есть слить воедино технико-тактическое мастерство, физические и психологические качества.
Поэтому ведущими средствами интегральной подготовки служат совмещенные упражнения на стыке 2-х видов подготовки:
- 1. Физической и технической (специально подготовленные упр.)
- 2. Технической и тактической (специально подготовительные упр.)
- 3. Физический - технический - тактический (соревновательные упражнения, игры полным, уменьшенным составом) контрольные игры, соревнования.
Высшей формой интегральной подготовки являются соревнования (тренировочные и официальные).
Соревновательная деятельность в спортивных играх сложна и многообразна, в ней системно, целостно проявляются взаимосвязи: физических качеств и приемов техники; физических качеств и тактических действий; приемов техники и тактических действий. Все это происходит в условиях взаимодействия учеников между собой в командных играх, что необходимо учитывать в тренировочном процессе.
На заре спортивных игр стремление лучше играть привело к необходимости предварительной подготовки, особенно перед участием в соревнованиях. Это выражалось в обучении приемам игры, освоении правил соревнований, проведении двусторонних игр, контрольных игр с другими командами.
Накопление опыта, обобщение результатов научных исследований привело к становлению методики тренировки и выделению ее разделов - технической, тактической и физической подготовки, а в дальнейшем - психологической и теоретической (интеллектуальной) подготовки.
В настоящее время совершенствование тренировочного процесса по всем его составляющим привело к его глубокой дифференциации: разработка систем тренирующих воздействий по технической, тактической, физической подготовке, проведение учебно-тренировочных сборов по физической (функциональной, атлетической) подготовке, по технико-тактической подготовке, написание методических материалов, учебных пособий и т.п.
Опыт показывает, что совершенствование в отдельных компонентах тренировки не дает непосредственных заметных сдвигов в эффективности соревновательной деятельности. Требуется длительное время, чтобы "дифференцированные эффекты" тренировки существенно проявились в эффективности игрового (в двусторонних играх) и соревновательного (участия в соревнованиях) опыта. За счет же интеграции можно сократить срок выхода игрока на уровень высшего понимания игры и продлить период его пребывания в спорте высших достижений.
Поэтому недостаточно на хорошем уровне решать задачи в каждом виде подготовки автономно в надежде, что в учебных двухсторонних играх и впоследствии в соревновательной деятельности эффект проявится сам по себе. Это конечно произойдет, но будет потеряно время, в течение которого спортсмен может демонстрировать стабильно высокие результаты в спорте высших достижений.
Взаимосвязь сторон подготовки требует специального, целенаправленного воздействия. Это возможно при осуществлении интеграции - процесса формирования связей между компонентами тренировки с целью объединения их в единую целостную соревновательную деятельность. Значение данного процесса настолько велико, что в тренировочном процессе, в спортивных играх особенно наряду с другими выделяется специальный раздел - "Интегральная подготовка".
Интегральная подготовка представляет собой систему тренировочных воздействий, призванную максимально реализовать тренировочные эффекты отдельных сторон подготовки - технической, тактической, физической в целостный игровой соревновательной деятельности спортсменов.
В достижении спортивного результата в спортивных играх условно можно выделить три ступени.
Первая ступень: уровень физических качеств и морфофункциональных показателей, которые во многом обусловливают эффективность двигательного действия (приема игры).
Вторая ступень: реализация физических способностей через технику конкретных приемов игры.
Третья ступень: реализация технических приемов через тактические действия, что и отражается на результате. Наблюдается целостный характер ступеней и факторов: чем шире арсенал техники и она совершеннее, тем больше у ученика возможности максимально использовать в игре свой физический (двигательный) потенциал; а чем разнообразнее и совершеннее тактика, тем больше возможностей максимально реализовывать в игре свой технико-физический потенциал.
Положение усложняется тем, что в арсенале учеников-игровиков соревновательных действий (приемов игры) много и их надо выполнять многократно в течение одной встречи, а таких встреч в соревнованиях всегда несколько. Кроме того, надо учитывать фактор командности, требующий согласованности действий учеников - игровиков.
Поэтому очень важно, применяя обширный состав средств, методов и т.д., составляющих отдельные виды подготовки, добиться, чтобы все, что изучает на занятиях спортсмен, он смог реализовать в игровых действиях, в процессе соревновательного противоборства, где слиты воедино техника и тактика, знания, физические, моральные и волевые качества. Высшей формой интегральной подготовки являются соревнования по спортивной игре.
Нельзя, однако, сводить интегральную подготовку только к двусторонним играм и соревнованиям. В ней выделяют, во-первых, целенаправленный процесс выработки связей между факторами, обусловливающими эффективность (результат, выигрыш) игровых действий учеников и, во-вторых, комплексное воздействие целостной игровой деятельности, включая соревновательную. упражнений (подготовительных, подводящих, по технике, тактике, на переключения); учебные двусторонние игры с заданиями по технике и тактике, контрольные и календарные игры с так называемыми установками на игру.
Главные методы интегральной подготовки - методы совмещенных (сопряженных) воздействий, игровой, соревновательный. Высшей формой интегральной подготовки являются учебные, контрольные и соревновательные игры.
В задачи интегральной подготовки входит: осуществление связи между видами подготовки - физической и технической; технической и тактической; психологической и теоретической; волевой и физической, технико-тактической; теоретической и технико-тактической, физической; достижение стабильности игровых навыков в сложных условиях соревнований; реализация физической, технической, тактической, теоретической и психологической подготовленности в единстве в игровых действиях.
интегральная подготовка спортивная игра
Ведущими средствами интегральной подготовки служат упражнения для решения задач двух видов подготовки совмещенно (сопряженно); упражнения в чередовании различных по характеру.
Интегральная подготовка представляет собой связующее звено тренировки и календарных игр - официальных соревнований. При помощи интегральной подготовки спортсмены научаются максимально реализовывать в специфической для спортивной игры игровой и соревновательной деятельности все то, что "нарабатывается" в процессе обучения, в тренировочных занятиях (тренировочные эффекты).
Трансформация тренировочных эффектов в результативность игровых действий достигается посредством: во-первых, совмещения (сопряжения) компонентов тренировки - физической и технической, технической и тактической; во-вторых, чередования и переключения технических приемов, тактических действий и упражнений, для развития специальных физических качеств; в-третьих, системы заданий в учебных играх и установок в контрольных играх; в-четвертых, календарных игр как высшей формы интегральной подготовки. Особенно эффективна и незаменима интегральная подготовка в период, предшествующий соревнованиям.
Недооценка (а нередко и недопонимание сущности) интегральной подготовки существенно снижает эффективность подготовки учеников в игровых видах спорта.
В каждом виде подготовки - технической, тактической, физической, интеллектуальной (теоретической) и психической - содержатся специфические для каждого вида задачи, средства и методы, им уделяется большое внимание. Кроме того, в каждом виде должен быть "блок взаимосвязей" внутри и с другими видами подготовки.
Блоки взаимосвязей образуют ядро первичной интеграции. Вторичную интеграцию представляет игровая деятельность, в которой уже в тесной взаимосвязи выступают все виды подготовки, отдельные тренировочные эффекты. Высший уровень в этой системе занимает соревновательная деятельность.
Таким образом, содержание и структура соревновательной деятельности являются исходным фактором для построения структуры обучения навыкам спортивной игры и обеспечения системы взаимосвязей компонентов с тем, чтобы они проявлялись эффективно, целостно в игровой и, в конечном счете, в соревновательной деятельности.
На основе положений об интегральной подготовке и модельных упражнений можно выстроить систему тренировочных, интегральных воздействий, которые окажут заметный эффект в освоении технико-тактического содержания конкретной спортивной игры и достижении высоких спортивных результатов.
Для повышения эффективности интегральной подготовки применяются разнообразные методические приемы. К ним относятся: облегчение, затруднение и усложнение условий выполнения собственно-соревновательных упражнений. Так, для убыстрения темпа игры в теннисе можно проводить игры на кортах с деревянным покрытием, где мяч отскакивает с большей скоростью, и поэтому спортсмен должен быстрее реагировать. Для усложнения - на травяных кортах, где мяч может отскочить в непредсказуемом направлении. Для затруднения - утяжеленной ракеткой и мячом с маскировочной окраской (Е.В. Корбут).
Таким образом, в интегральной подготовке в спортивных играх осуществляется взаимосвязь, комплексное проявление всех сторон подготовки спортсмена (физической, технико-тактической, психологической, теоретической и т.д.).
Литература 1. Волков Л. В. , Гассан Аль Табаа, Фауаз Аль Табаа Организация физической подготовки юного спортсмена: уч. пособие. – К. : УГУФВС-ПХГПИ. – 86 с. 2. Грибан Г. П. Волевая подготовка бегунов на средние и длинные дистанции. – К. : Здоровье, 1993. – 214 с. 3. Джинджарадзе Н. Г. Інформаційна культура. – К. : Українські пропілеї, 1999. – 148 с. 4. Жордочко Р. В. , Пол іщук В. Д. Легка атлетика: Навч. посібник. – К. : Вища школа, 1994. – 159 с. 5. Козлов Н. И. Истинная правда или учебник для психолога по жизни. – М. : Аст-пресс, 1999. – 480 с. 6. Корнелиус Хелена, Фэйр Шошана Выиграть может каждый. – Луганск: Глобус. – 200 с. 7. Курс практической психологии, или как научиться работать и добиваться успеха: Уч. пособие / Автор-составитель Р. Р. Кашапов. – Ижевск: Удм. й ун-т, 1996. – 448 с. 8. Матвеев А. П. , Мельников С. Б. Методика физического воспитания с основами теории: уч. Пособие. – М. : Просвещение, 1991. – 192 с. 9. Платонов В. Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. – К. : Олимпийская литература, 1997. – 584 с. 10. Платонов В. Н. Система подготовки спортсменов в Олимпийском спорте. – К. : Олимпийская литература, 2004. – 807 с. 11. Полищук Д. А. Велосипедный спорт. – К. : Вища школа, 1986. – С. 103 -210. 12. Савченко В. Г. Основи психологічної підготовки спортсменів високої кваліфікації (на матеріалі боксу). Автореф. … д. пед. н. / 24. 00. 01. – К. : УДУФВС, 1997. – 48 с. 13. Уэйнберг Р. С. , Гоулд Д. Основы психологии спорта и физической культуры. – К. : Олимпийская литература, 1998. – 334 с.
Ведущую роль в теоретической подготовке спортсмена играет тренер Задача теоретической подготовки – – создать предпосылки для более эффективного освоения и использования спортсменом специальных знаний, что обеспечит сознательные его действия в условиях тренировочной и соревновательной деятельности. Теоретическая подготовка – этоэто процесс освоения специальных знаний, которые обеспечивают основу сознательного и активного отношения спортсмена к процессу тренировки и участия в соревнованиях.
Формы теоретической подготовки: специально организованны е заняти я. на тренировочных занятиях в процессе объяснения целей и задач занятия, анализа качества выполнения отдельных заданий тренера, в процессе теоретического анализа результатов тренировки или участия в соревнованиях, самостоятельно е изучени е специальной литературы по различным вопросам теории и методики спортивной тренировки.
Программа теоретической подготовки должна включать следующие направления: 1) общие понятия о системе физического воспитания и спорта, 2) морально-этическое воспитание спортсменов в соответствии с требованиями общечеловеческой морали, требованиями современной системы спортивной подготовки. 3) задачи, средства и методы развития силы, быстроты, выносливости, координационных способностей и воспитания морально-волевых качеств; 4) задачи, средства и методы технической и тактической подготовки в избранном виде спорта; 5) планирование тренировочных занятий, малых, средних и больших циклов подготовки, а также планирование многолетней тренировки; 6) роль спортивных соревнований и особенности непосредственной подготовки к ним; 7) ведение дневника тренировок, учет параметров тренировочной нагрузки и методика их анализа, 8) основ ы врачебного контроля и самоконтроля, 9) правила соревнований, 10) тематика, освещающая особенности режима дня, зарядки, роль водных процедур и закаливания, массажа, самомассажа, подготовки инвентаря к соревнованиям; 11) Знания из смежных наук: анатомия, физиология, психология и др.
Средства теоретической подготовки 1. Рассказ; 2. Лекция; 3. Дискуссия; 4. Беседа; 5. Изучение и анализ документов, специальной литературы; 6. Показ; 7. Рефераты; 8. Научно-исследовательская работа; 9. Практическая деятельность.
Факторы, способствующие повышению эффективности теоретической подготовки — доступность информации; — интересная форма предоставления информации; — наглядность изложения, использование иллюстраций; — разноплановость информации; — связь полученной информации с практической деятельностью; — осознанность процесса освоения знаний; — мотивация человека.
Контроль теоретической подготовленности 1. опрос 2. анкетирование 3. тестирование 4. выполнение практических и теоретических заданий
Теоретическая подготовка в вопросах освоения новой техники — создание представления о рациональной технике движения и проверка созданного представления; — формирование двигательного умения; — совершенствование выполнения упражнения; — стабилизация двигательного навыка; — формирование вариативного навыка.
Интегральная подготовка заключается в соединении, объединении в единое целое различных сторон подготовленности, что позволяет с максимальной эффективностью реализовать двигательный, функциональный, психологический потенциал в специфических условиях соревновательной деятельности Наиболее рациональной формой интегральной подготовки являются соревнования!
Страница 11 из 36
Интегральная подготовка
Интегральная подготовка представляет собой систему тренировочных воздействий, призванную максимально реализовать тренировочные эффекты отдельных сторон подготовки (технической, тактической и других) в целостной игровой соревновательной деятельности волейболистов.
В достижении спортивного результата в волейболе условно можно выделить три ступени.
1. Уровень физических качеств и морфофункциональных показателей, которые во многом обусловливают эффективность двигательных действий.
2. Реализация физических способностей через технику конкретных приемов игры.
3. Реализация технических приемов через тактические действия. Наблюдается целостный характер ступеней и факторов: чем шире арсенал техники и чем она совершеннее, тем больше у волейболиста возможностей максимально использовать в игре свой физический (двигательный) потенциал; чем разнообразнее тактика и чем она совершеннее, тем больше возможностей максимально реализовать в игре свой технико-физический потенциал.
В арсенале волейболистов много соревновательных действий (приемов игры), и их надо выполнять многократно в течение одной встречи, а таких встреч в соревнованиях всегда несколько.
К этому надо добавить фактор согласованности действий волейболистов. Через моделирование соревновательной деятельности в тренировочном процессе невозможна качественная подготовка к соревнованиям.
Поэтому очень важно, применяя обширный состав средств, методов тренировки на отдельные виды подготовки, добиваться, чтобы все, что изучает на занятиях спортсмен, он смог реализовать в игровых действиях, в процессе соревновательного противоборства, где слиты воедино техника и тактика, физические, моральные и волевые качества, знания и т.д. Высшей формой интегральной подготовки являются соревнования по волейболу.
Нельзя, однако, сводить интегральную подготовку только к двусторонним играм и соревнованиям. В ней выделяют, во-первых, целенаправленный процесс выработки связей между факторами, обусловливающий эффективность (результат, выигрыш) игровых действий волейболиста и, во-вторых, комплексное воздействие целостной игровой деятельности, включая соревновательную.
В задачи интегральной подготовки входит: осуществление связей между видами подготовки – физической и технической; технической и тактической; морально-волевой и теоретической; волевой и физической, технико-тактической; теоретической и технико-тактической, физической; достижение стабильности игровых навыков в сложных условиях соревнований; реализация физической, технической, тактической, теоретической и морально-волевой подготовленности в единстве игровых действий.
Ведущими средствами интегральной подготовки служат упражнения в чередовании различных по характеру действий (подготовительных, подводящих, по технике, тактике, на переключения); учебные двусторонние игры с заданиями по технике и тактике, контрольные и календарные игры с так называемыми установками на игру.
Главные методы интегральной подготовки: методы совмещенных (сопряженных) воздействий, игровой, соревновательный. Высшей формой интегральной подготовки являются учебные, контрольные и соревновательные игры по волейболу.
Оглавление |
---|
Особенности подготовки волейболистов различной квалификации |
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН |
ПРЕДИСЛОВИЕ |
Общие положения |
Обучение и совершенствование тактики игры в нападении |
Обучение и совершенствование тактики игры в защите |
Примерные упражнения для освоения индивидуальных тактических действий в защите |
Примерные упражнения для освоения и совершенствования групповых тактических действий в защите |
Командные тактические действия в защите (обороне) |
Контроль за уровнем тактической подготовленности |
Интегральная подготовка |
Взаимосвязь физической с технической и тактической подготовкой |
Взаимосвязь технической и тактической подготовки |
Игровая подготовка |
Теоретическая подготовка |
Направленность тренировочной работы в период проведения сборов команды |
Подготовка юных волейболистов |
Организация отбора в ДЮСШ |
Задачи и содержание процесса подготовки в ДЮСШ |
Основы планирования тренировочной работы |
Подготовка волейболистов старших разрядов (I разряд и КМС) |